Постановление Администрации города Костромы от 30.10.2013 N 2500 "О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. № 2500

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
КОСТРОМЫ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Глава Администрации
города Костромы
В.В.ЕМЕЦ





Одобрен
постановлением
Администрации
города Костромы
от 30 октября 2013 года № 2500

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 и 2016 ГОДОВ

1. Общие положения

Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предложенных Министерством экономического развития, основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, а также анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2013 году, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы. Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
При расчетах использовались индексы-дефляторы цен по видам экономической деятельности, установленные умеренно-оптимистическим вариантом Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период 2014-2016 годов. Указанный вариант взят в качестве базового для прогнозирования на федеральном уровне и отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в развитии человеческого капитала и науки, а также активную модернизацию транспортной инфраструктуры. Вариант основан на осуществлении мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, транспортной инфраструктуры, а также традиционных секторов экономики, связанных с дополнительным финансированием.
Прогноз базируется на достаточно позитивном сценарии развития мировой экономики. В соответствии с этим сценарием уже во второй половине 2013 года возможно изменение негативных трендов и ускорение мирового роста. После снижения темпов прироста мирового выпуска в 2011-2012 гг. до 3,1-3,3 процента в 2014-2016 гг. прирост мирового валового внутреннего продукта восстановится на уровне, близком к 4 процентам.
Основными рисками замедления глобальной экономической динамики в 2013-2014 гг. и на период до 2016 года будут оставаться высокая долговая нагрузка на экономику развитых стран, углубление кризиса в зоне евро.
Умеренно-оптимистичный вариант предполагает существенное улучшение бизнес-среды, при котором инвестиции становятся одним из основных факторов экономического роста. Постепенное восстановление внешних рынков, как товарных, так и капитальных, наряду с интенсивным проведением реформ по улучшению инвестиционного климата должно создать условия для возврата тенденций притока капитала в 2014-2016 гг. и обеспечить относительно благоприятные тренды на финансовых рынках.
В рамках умеренно-оптимистического варианта прогноза ежегодный рост инвестиций по Российской Федерации должен превысить 7 процентов, а норма накопления основного капитала повыситься с 21,7 процента валового внутреннего продукта в 2012 году до 24,3 процента в 2016 году, что выше докризисного уровня, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики.
Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренный рост потребительского спроса и относительно консервативная денежная политика, направленная на достижение заданных инфляционных ориентиров - до 4,0-5,0 процентов в 2014-2016 годах.

2. Характеристика основных параметров Прогноза


Показатели Единицы 2012 2013 Прогноз
измерения год, год,
отчет оценка 2014 2015 2016
год год год

1. Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ
и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (разделы C, D, E)

в ценах млн. рублей 45019,3 49376,7 54696,9 61063,2 66507,1
соответствующих лет

индекс в процентах 104,9 103,1 104,1 104,2 102,8
промышленного к
производства предыдущему
году

в том числе по видам экономической деятельности:

Добыча полезных ископаемых (раздел C)

в ценах млн. рублей 118,6 217,7 225,3 238,1 251,2
соответствующих лет

индекс в процентах 114,5 186,7 100,0 100,0 100,0
промышленного к
производства предыдущему
году

Обрабатывающие производства (раздел D)

в ценах млн. рублей 36566,6 39883,3 44072,4 49108,0 53512,9
соответствующих лет

индекс в процентах 105,5 103,6 105,0 105,0 103,2
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

в ценах млн. рублей 3518,4 3790,6 4178,9 4637,7 5191,0
соответствующих лет

индекс в процентах 89,0 103,0 105,9 106,2 106,5
промышленного к
производства предыдущему
году

Текстильное и швейное производство

в ценах млн. рублей 1786,9 1897,4 2034,4 2734,4 2897,7
соответствующих лет

индекс в процентах 77,3 102,0 103,0 127,4 101,7
промышленного к
производства предыдущему
году

Обработка древесины и производство изделий из дерева

в ценах млн. рублей 4737,4 4923,8 5150,3 5500,5 5825,1
соответствующих лет

индекс в процентах 104,7 101,5 100,0 100,0 100,0
промышленного к
производства предыдущему
году

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая
деятельность

в ценах млн. рублей 897,3 979,2 1759,1 2221,2 2397,2
соответствующих лет

индекс в процентах 91,1 101,8 169,0 118,9 102,2
промышленного к
производства предыдущему
году

Химическое производство

в ценах млн. рублей 733,0 766,2 800,3 846,5 888,4
соответствующих лет

индекс в процентах 119,2 101,0 102,2 102,0 101,5
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство пластмассовых изделий

в ценах млн. рублей 920,6 1024,3 1110,7 1224,3 1348,2
соответствующих лет

индекс в процентах 130,0 107,5 106,1 106,3 106,5
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

в ценах млн. рублей 1799,0 1971,6 2129,7 2302,6 2503,7
соответствующих лет

индекс в процентах 89,3 103,0 102,1 102,0 102,0
промышленного к
производства предыдущему
году

Металлургическое производство и производство готовых металлических
изделий

в ценах млн. рублей 2384,0 2383,8 2538,5 2766,4 3034,3
соответствующих лет

индекс в процентах 123,1 101,0 102,0 101,0 101,0
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство машин и оборудования

в ценах млн. рублей 3919,4 4462,2 4999,3 5665,0 6365,1
соответствующих лет

индекс в процентах 118,3 106,7 106,5 106,4 106,5
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство электрооборудования, электронного и оптического
оборудования

в ценах млн. рублей 1945,9 2159,3 2448,8 2814,0 3200,3
соответствующих лет

индекс в процентах 110,5 104,0 107,8 107,9 107,8
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство транспортных средств и оборудования

в ценах млн. рублей 4662,3 5069,2 5396,8 5787,9 6148,9
соответствующих лет

индекс в процентах 108,1 101,9 101,2 100,7 100,7
промышленного к
производства предыдущему
году

Прочие производства

в ценах млн. рублей 9262,6 10455,7 11525,7 12607,5 13712,9
соответствующих лет

индекс в процентах 133,4 105,3 103,7 103,0 103,0
промышленного к
производства предыдущему
году

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E)

в ценах млн. рублей 8334,0 9275,8 10399,3 11717,1 12743
соответствующих лет

индекс промышленного в процентах 104,4 100,0 100,1 100,6 100,7
производства к
предыдущему
году

2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

в ценах млн. рублей 6471,6 7004,2 7588,3 8365,02 9131,5
соответствующих лет

индекс физического в процентах 107,3 102,2 102,4 103,8 102,5
объема к
предыдущему
году

ввод в эксплуатацию тыс. метров 132,5 140,96 158,95 188,95 191,4
жилья квадратных

3. Потребительский рынок товаров и услуг

3.1. Оборот розничной торговли

в ценах млн. рублей 37418, 42440,3 47101,7 52274,4 58069,9
соответствующих лет 4

индекс физического в процентах 108,0 106,1 105,9 106,0 106,1
объема к
предыдущему
году

3.2. Оборот общественного питания

в ценах млн. рублей 1963,1 2247,5 2501,4 2778,8 3092,7
соответствующих лет

индекс физического в процентах 104,8 106,9 106,2 106,1 106,3
объема к
предыдущему
году

3.3. Объем платных услуг населению

в ценах млн. рублей 8097,6 8747,1 9393,3 10268,5 11192,2
соответствующих лет

индекс физического в процентах 98,0 101,7 100,4 102,3 102,4
объема к
предыдущему
году

4. Демографическая ситуация

Среднегодовая тыс. 270,3 272,0 273,1 273,7 274,1
численность человек
постоянного
населения

5. Трудовые ресурсы и оплата труда

Численность тыс. 156,7 155,9 155,0 153,9 152,8
физических человек
лиц, занятых в
экономике
города Костромы

Численность тыс. 101,5 101,2 100,8 100,4 99,9
физических лиц, человек
работающих на
предприятиях и в
организациях

Фонд заработной млн. рублей 22449,1 24910,9 27540,5 30584,8 34023,8
платы

Среднемесячная рублей 18434,0 20517,0 22773,9 25392,9 28389,3
заработная плата на
одного работника


2.1. Промышленность

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями в 2014 году по прогнозу составит 54696,9 млн. рублей, из которых примерно 17,0 процентов приходится на малые промышленные предприятия. Индекс промышленного производства - 104,1 процента.
Наибольший рост промышленного производства (105,0 процента) прогнозируется в обрабатывающих производствах, доля которых в общем объеме промышленной отрасли составляет более 80 процентов.
Основной вклад в рост показателя внесут предприятия:
- по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования: индекс промышленного производства составит 107,8-107,9 процента в год (за счет роста объемов производства ОАО "Пегас");
- пищевых продуктов: индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 105,9-106,5 процента в год (за счет роста объемов производства ОАО "Росспиртпром" ("Костромской ликеро-водочный завод");
- текстильного и швейного производства: в 2015 году за счет реализации инвестиционного проекта и роста объемов производства ООО "СП "Кохлома" общий рост показателя составит 127,0 процентов;
- целлюлозно-бумажного производства: в 2014 году за счет завершения строительства и запуска производства бумажной фабрики ООО "Восход" рост показателя составит 169,0 процентов;
- по производству резиновых и пластмассовых изделий: индекс промышленного производства планируется в среднем 106,1-106,5 процента в год (за счет роста объемов производства ООО "Декор Пластик");
- по производству машин и оборудования - 106,5 процента в год (за счет увеличения производства ОАО "Калориферный завод", ООО "Цвет", ООО "Концерн "Медведь").
Во всех остальных отраслях промышленности, кроме производства обуви и изделий из кожи, также предполагается рост или сохранение объемов выпуска продукции на уровне 2013 года. Ведущее предприятие по производству обуви и изделий из кожи ОАО "Костромская фабрика обуви "КОСФО" так и не смогло после кризиса восстановить производство продукции и на сегодняшний день практически прекратило деятельность.
Среди предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды наибольший рост индекса промышленного производства предполагается у ОАО "Костромаоблгаз" (в среднем 106,5 процента в год).
В целом за период 2014-2016 годов объем промышленного производства в действующих ценах должен вырасти на 34,7 процента и по итогам 2016 года составить 66,5 млрд. рублей. Общий рост индекса промышленного производства за прогнозируемый период составит 111,5 процента, в том числе в обрабатывающих отраслях - 113,8 процента.
Таким образом, на протяжении всего прогнозного периода сохранится положительная динамика промышленного производства, обусловленная сохранением ведущими предприятиями города Костромы своих позиций на рынке за счет совершенствования технологического оборудования, повышения конкурентоспособности продукции и увеличения объемов производства.

2.2. Инвестиции в основной капитал

В соответствии с прогнозом в 2014 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 7588,3 млн. рублей, или 102,4 процента к уровню 2013 года в сопоставимых ценах. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 13-15 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 90,0 процентов инвестиций.
Из общего объема инвестиций собственные средства предприятий в 2014 году составят 2959,4 млн. рублей, привлеченные - 4628,7 млн. рублей.
Заметный рост инвестиций в 2014 году ожидается на предприятиях, обрабатывающих производствах и в строительстве.
Продолжится реализация таких инвестиционных проектов, как:
- строительство Костромской бумажной фабрики по ул. Солониковской, 12 (к концу 2014 года планируется запустить предприятие на полную мощность);
- организация высокотехнологичного кольцепрядильного производства ООО "СП "Кохлома";
- реконструкция и модернизация производства ОАО "Русский хлеб".
Развитию коммунальной инфраструктуры будет содействовать реализация проектов по созданию современной комплексной системы обращения с отходами в Костромской области ОАО "УК "Эко-Система", строительство мусоросортировочного комплекса ТБО ООО "Техно-Р".
Начнется строительство грибного хозяйства по промышленному выращиванию культивированного опенка ООО "Профхолод", завершится строительство производственной материально-технической базы по ул. Галичской, 138г.
Значительные капитальные вложения планируется направить на строительство объектов социального и культурно-бытового назначения.
Наиболее крупные из них:
- строительство административного здания по ул. Ленина, 165;
- строительство комплекса "Романовский" по ул. Лесная, 11 (жилые дома и общественно-деловой центр);
- создание и организация работы дилерского центра по ул. Профсоюзной;
- административное здание со встроенными магазинами на улице Калиновской, 56;
- деловой центр на улице Никитской, 47а;
- административное здание по ул. Советской, 16а (завершение строительства);
- административное здание по ул. Советской, 28 (2-я очередь строительства);
- строительство ресторана на набережной правого берега реки Волга в районе автопешеходного моста;
- комплексное развитие спортивного стадиона "Динамо".
Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 158,95 тыс. кв. метров жилья.
Рост инвестиций ожидается так же и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. На данный период намечена реализация целого ряда инфраструктурных проектов предприятий города, относящихся к данному виду деятельности.
Положительная динамика роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования сохранится в 2015 году, объем их составит 8365,0 млн. рублей, или в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 103,8 процента.
Заметный рост инвестиций в 2015-2016 годах ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности "Строительство" и "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". В основном такая активность связана с расширением жилищного строительства на территории города. Продолжится застройка жилых микрорайонов "Венеция", "Новый город", Паново-2, "Романовский", "Жужелино" (ИСПО "Костромагорстрой", ОАО "Строймеханизация", СК "ОФЦ", ЗАО "Мукомольный завод"), начнется освоение территорий района "Агашкина гора" (ОАО "Ивановская Домостроительная Компания").
В 2016 году объем инвестиций составит 9131,4 млн. рублей, или в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 102,5 процента.
Ввод в эксплуатацию жилья составит по прогнозу в 2015 и в 2016 годах соответственно 188,95 тыс. кв. метров и 191,4 тыс. кв. метров.

2.3. Потребительский рынок

Потребительский рынок города Костромы в среднесрочной перспективе на 2014-2016 годы будет характеризоваться замедлением роста потребительского спроса населения, несмотря на рост реальных денежных доходов (в частности рост заработной платы в бюджетном секторе).
В основном это будет обусловлено постепенным удовлетворением потребностей жителей города в товарах как первой необходимости, так и товаров длительного пользования, а также стабилизацией нормы сбережения населения. Также следует учитывать рост обязательств населения по выплате процентов за полученные им кредиты.
В торговле позитивное влияние на снижение инфляционного давления окажет дальнейшее развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры за счет ввода новых торговых площадей (распространения федеральных торговых сетей, открытия торгового центра "РИО").
В результате совокупного действия всех факторов в 2014-2016 годах прогнозируется среднегодовой темп роста объема розничного товарооборота на уровне 5,7 процентов.
Развитие сферы общественного питания в 2014-2016 годах будет связано с открытием на территории города, в том числе в крупных торговых комплексах, филиалов сетевых предприятий общественного питания, а также дальнейшее расширение сети предприятий общественного питания в гостиничных и туристических комплексах, санаториях. В настоящее время в городе уже функционируют федеральные сети общественного питания: "Макдональдс в России", "Автосуши", Traveler's coffee, кофейня "Шоколадница", "Розарио" (группа компаний "Васаби").
Использование франчайзинга также дает возможность для открытия новых заведений общепита и развития этого сегмента в городе.
На территории города в 2014 году планируется открытие новых предприятий общественного питания - сетевых кафе ООО "ЦВК", ресторана "Панорама".
В 2016 году оборот общественного питания составит 3,09 млрд. рублей и к уровню 2013 года возрастет на 28,0 процентов.
На положительную динамику объема платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет оказывать рост реально располагаемых доходов населения.
Общая динамика развития рынка платных услуг будет зависеть от механизмов регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей (услуги жилищно-коммунального хозяйства, услуги пассажирского транспорта), а также от расходов государства, выделяемых на социальную сферу.
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов платных услуг, структура платных услуг в прогнозном периоде сохранится. По-прежнему более половины от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги обязательного характера, неэластичные к доходам населения - жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и услуг связи.
Рост (физического объема) жилищно-коммунальных услуг будет связан главным образом со строительством и вводом нового жилья, но ввиду частичной неуплаты населением коммунальных услуг, установки счетчиков и введения социального норматива на электроэнергию он будет незначительным и в среднем в год составит 101,4-101,7 процента.
Развитие транспортных услуг связано с увеличением количества предприятий, оказывающих транспортные услуги населению. Динамика объемов транспортных услуг в прогнозном периоде будет положительной, но невысокой, чуть более 1,0 процента.
В 2014-2016 годах сектор связи сохранит устойчивость развития услуги, но будет развиваться также невысокими темпами, что обусловлено наступившим насыщением подвижной и фиксированной связью, к тому же в 2014 году предполагается отмена внутрисетевого роуминга. Среднегодовой темп роста составит около 3,0 процентов.
Рост на образовательные услуги ожидается за счет увеличения численности детей в дошкольных образовательных организациях, за счет дополнительных образовательных программ, репетиторства. Однако при этом будет наблюдаться одновременное снижение обучающихся в высших и средних учебных заведениях.
Объем медицинских услуг будет увеличиваться за счет роста объема амбулаторно-поликлинических и диагностических услуг и числа пациентов, желающих получить медицинские услуги с повышенным уровнем сервисного обслуживания.

2.4. Демографическая ситуация

Положительная динамика численности населения в 2011-2012 годах, обусловленная улучшением практически всех демографических показателей: повышением рождаемости, снижением смертности, значительным миграционным приростом, сохранится и в 2014-2016 годах. При этом внутрирегиональная миграция останется основным фактором, определяющим положительную динамику численности постоянного населения города.
Тенденция высокой рождаемости в ближайшие три года может сохраниться при условии сохранения миграционного прироста, повышения благосостояния населения, дополнительных социальных мер, стимулирующих к рождению 3-х и более детей.
Показатель смертности в 2014-2016 годах будет иметь слабую положительную динамику.
Прогнозируемая среднегодовая численность постоянного населения города в 2014 году составит 273,1 тысяч человек, в 2015 году - 273,7 тысяч человек, в 2016 году - 274,1 тысяч человек.

2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда

Численность населения, занятого в экономике города, в прогнозируемом периоде будет иметь тенденцию к снижению (в 2014 году - 155,0 тысяч человек, в 2015 году - 153,9 тысяч человек, в 2016 году - 152,8 тысяч человек), что обусловлено главным образом демографическими факторами: в ближайшие три года усилится процесс выбывания старшего поколения (после 55-59 лет) из категории трудоспособного, и он не будет компенсироваться за счет пополнения данной категории молодым поколением (в возрасте 16-17 лет) и мигрантами из районов Костромской области.
Одновременно прогнозные планы предприятий, завершение строительства и открытие новых торговых, производственных объектов на территории города в 2014-2016 годах потребуют привлечения дополнительных рабочих рук. В результате дефицит кадров в экономике города в ближайшие годы будет еще более ощутимым (для справки: по данным службы занятости количество заявленных вакансий на предприятиях и организациях города уже с начала 2013 года увеличилось в 1,67 раза и на 1 августа 2013 года составило 3858 единиц).
Снижение численности работников на крупных и средних предприятиях и организациях прогнозируется не столь значительным, как на малых и особенно на микропредприятиях (с численностью до 15 человек) и у индивидуальных предпринимателей, где работникам не гарантирован полный социальный пакет. Определенным тормозом данного процесса может стать пенсионная реформа, которая, с одной стороны, будет стимулировать работников (пенсионного возраста) продолжить работу без оформления пенсии, с другой - стимулировать работодателя в условиях дефицита кадров на увеличение социальных выплат своим работникам.
Численность индивидуальных предпринимателей, сократившаяся за 2012 и первое полугодие 2013 года почти на 25 процентов из-за повышения в 2 раза страховых взносов, будет иметь слабую положительную динамику, главным образом, за счет молодежи и в основном в видах деятельности, связанных с теми или иными услугами: транспортными, автосервиса, ремонтно-строительными, IT-технологиями и т.д.
Техническое переоснащение промышленных предприятий города, высокая потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах на фоне кадрового дефицита и сохранения рекордно низкого уровня безработицы в 2014-2016 годах будут являться основным фактором, стимулирующим повышение заработной платы в реальном секторе экономики. Продолжится запланированный рост заработной платы и в бюджетной сфере.
Среднемесячная заработная плата по городу Костроме в 2014 году вырастет по сравнению с 2013 годом на 11,0 процентов и составит 22773,9 рубля. В 2015-2016 годах темпы роста заработной платы сохранятся на уровне 111,5-110,8 процента. В 2015 году среднемесячная заработная плата составит 25392,9 рубля, в 2016 году - 28389,3 рубля.
Фонд заработной платы в 2014 году вырастет соответственно на 10,6 процента к уровню 2013 года и составит 27,54 млрд. рублей. В 2015 году фонд заработной платы прогнозируется на уровне 30,6 млрд. рублей, в 2016 году - 34,0 млрд. рублей.
В 2014 году численность официально зарегистрированных безработных составит 540 человек, в 2015 году - 525 человек, в 2016 году - 515 человек.

3. Прогноз развития отраслей
социальной сферы в городе Костроме

За основу оценки деятельности и развития отраслей социальной сферы в 2014-2016 годах взяты показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", и дополнительные показатели, утвержденные губернатором Костромской области.

3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы

В период 2014-2016 годов продолжится переход муниципальных образовательных учреждений города Костромы на новые федеральные государственные образовательные стандарты, современные финансово-экономические механизмы управления.
Модернизация системы дошкольного образования будет продолжена в рамках реализации Государственной программы Костромской области "Развитие дошкольного образования Костромской области на 2014-2020 годы". За счет данной программы планируется осуществить строительство и реконструкцию пяти дошкольных учреждений в городе Костроме (строительство детского сада в микрорайоне Малышково, реконструкция муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы "Гимназия № 28", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы "Средняя общеобразовательная школа № 27", муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы "Детский сад № 14", муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы "Детский сад № 43"), что позволит дополнительно открыть 580 мест и обеспечить местами в детских садах в 2014 году 100 процентов детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В 2014-2016 годах продолжится совершенствование системы дополнительного образования детей. Работа по совершенствованию, расширению спектра образовательных услуг, активному внедрению современных образовательных технологий, обновлению содержания образовательных программ позволит ежегодно повышать удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, на 1,0 процент и к 2016 году увеличить показатель до 69 процентов.
Проблема повышения социального престижа педагогической профессии, привлечение молодых специалистов в сферу образования будет решаться путем увеличения заработной платы работников как муниципальных детских дошкольных учреждений, так и учителей муниципальных общеобразовательных учреждений. По прогнозной оценке заработная плата учителей в 2016 году составит 28685 рублей, работников муниципальных детских дошкольных учреждений - 19030 рублей, увеличившись к уровню 2013 года в среднем на 32,0-33,0 процента.
В целях повышения качества управления образовательной системой города разработаны муниципальные программы "Развитие системы образования города Костромы на 2014-2016 годы" и "Доступная среда на 2013-2015 годы".
Расходы бюджета на одного учащегося в прогнозируемом периоде будут увеличиваться из учета роста платежей за коммунальные услуги, материальные затраты и заработной платы работников сферы образования.

Количественные характеристики основных показателей развития
системы образования города Костромы до 2016 года


Показатели Единицы 2012, 2013, 2014, 2015, 2016,
измерения отчет оценка прогноз прогноз прогноз

Доля детей в возрасте от % 98 99 100 100 100
3 до 7 лет, получающих
дошкольную
образовательную услугу и
(или) услугу по их
содержанию в организациях
различной организационно-
правовой формы и формы
собственности, в общей
численности детей от 3
до 7 лет

Удельный вес детей -//- 65 66 67 68 69
в возрасте 5-18 лет,
получающих услуги
по дополнительному
образованию в
организациях различной
организационно-правовой
формы и формы
собственности

Численность учащихся, человек 9,35 9,39 9,43 9,50 9,55
приходящихся на одного
работающего в
муниципальных
общеобразовательных
организациях, - всего

в том числе: -//- 16,90 17,08 18,00 18,00 18,00
на одного учителя

Расходы бюджета рублей 32970 34493 35357 36143 36989
муниципального
образования в расчете
на одного обучающегося
на общее образование

Средняя наполняемость -//- 25,02 25,02 25 25 25
классов в муниципальных
общеобразовательных
организациях

Среднемесячная рублей
номинальная начисленная
заработная плата
работников:

муниципальных детских -//- 10036 14422 15361 17133 19030
дошкольных организаций

учителей муниципальных -//- 16756 21500 23177 25842 28685
общеобразовательных
организаций


3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства,
туризма, физической культуры, спорта и работы
с молодежью города Костромы

Несмотря на закрытие в 2011 году четырех муниципальных библиотек и списание в 2012-2013 годах устаревших и потерявших актуальность книг, с 2014 года произойдет увеличение показателя книгообеспеченности населения города Костромы за счет пополнения фонда электронными документами и книжными изданиями в рамках реализации муниципальной программы "Автоматизация и информационное развитие муниципальных библиотек на 2012-2015 годы" и полученных за счет привлечения внебюджетных источников (пожертвования, платные услуги).
Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в 2012-2016 годах будет увеличиваться за счет проведения новых программ по культурному отдыху населения, использованию новых видов и форм культурно-массовой работы, функционирования нового учреждения культуры - зоологического парка, улучшения зрелищности и качества проводимых мероприятий. В 2013-2014 годах предполагается увеличение населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, на 35-40 тыс. человек в связи с проведением новых событийных праздников, мероприятий, посвященных 70-летию образования Костромской области, Дню города Костромы, а также за счет зрелищности проводимых мероприятий. 2015 год пройдет под знаковыми мероприятиями, посвященными 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Количество детей, посещающих профильные организации дополнительного образования детей в сфере культуры - музыкальные, художественные школы, школы искусств, в сфере физической культуры и спорта - спортивные школы, - является стабильным в связи с востребованностью у детей и родителей данных видов образования. Увеличение контингента обучающихся не планируется в связи с предельной наполненностью классов.
С 2013 года особое внимание уделяется созданию новых объектов туристического показа, включению в календарь новых событийных праздников и развитию проекта "Кострома: цифровое преображение", реализация которого позволила создать и наполнить на страницах мировой интернет-компании Google канал, посвященный городу Костроме и развитию бренда "Костромская Снегурочка". В настоящее время ведутся работы по ремонту части здания, расположенного на улице Симановского, что обеспечит открытие резиденции Костромской Снегурочки и полноценное функционирование нового электронного ресурса "Почта Костромской Снегурочки".
Повышение заработной платы работников культуры в 2014-2016 годах планируется производить в соответствии с расчетными данными по этапам и срокам достижения целевых ориентиров по повышению уровня заработной платы работников учреждений культуры до 2018 года, представленными департаментом культуры Костромской области.
Одним из главных показателей развития физической культуры и спорта в городе является удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. В 2013 году заключено соглашение с Министерством спорта России и администрацией Костромской области по строительству на территории города Костромы в 2014 году гимнастического зала на улице Пятницкой. В микрорайоне Паново в 2014 году будет завершено строительство здания бассейна. Данные мероприятия позволят увеличить количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования спортивной направленности. С 2012 года все детско-юношеские спортивные школы оказывают дополнительные платные услуги населению города Костромы, что также позволило увеличить охват детей, на регулярной основе занимающихся физической культурой и спортом.
В целом, увеличение контингента детей и подростков, пользующихся платными услугами учреждений спорта, расширение сети спортивных объектов на территории города Костромы, в том числе открытие новых частных спортивных сооружений, позволит увеличить долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2016 году до 30,2 процента.
Активизация участия молодежи в решении значимых проблем в жизни города и деятельности органов местного самоуправления, общественных молодежных объединений предполагается посредством вовлечения молодежи в добровольческую деятельность, участия в муниципальных конкурсах и проектах. В результате, в 2014-2016 годах на 19,0 процентов возрастет удельный вес молодежи, принимающей участие в общественной жизни города, мероприятиях в рамках реализации молодежной политики.
Важным направлением работы является организация летнего отдыха и занятости подростков и молодежи в каникулярный период. Увеличение количества детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости, происходит в связи с развитием вариативных малозатратных форм занятости, увеличением объема средств, выделяемых из городского бюджета на организацию летней оздоровительной кампании, а также в связи с ежегодным увеличением количества детей в возрасте от 7 до 17 лет.
Основными приоритетами в организации работы с молодежью в 2014-2016 годах будет реализация муниципальной программы города Костромы "Молодежь Костромы на 2014-2016 годы", в рамках которой предусмотрено развитие ресурсной базы реализации молодежной политики, прежде всего, в информационном, материально-техническом и кадровом аспектах, отвечающей современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей, развитие социальной активности молодежи, совершенствование системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи, а также развитие направления по гражданско-патриотическому и нравственному становлению молодых людей.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации, направленных на совершенствование социальной политики, разработаны планы мероприятий ("дорожные карты") в отраслях "образование" и "культура". Основные мероприятия "дорожных карт" способствуют повышению качества и количества услуг для жителей города Костромы, что повлечет за собой рост заработной платы работников сферы образования и культуры.

Количественные характеристики основных показателей развития
сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта
и работы с молодежью города Костромы до 2016 года


Показатели Единицы 2012, 2013, 2014, 2015, 2016,
измерения отчет оценка прогноз прогноз прогноз

Количество шт. 1820 1786 1811 1836 1861
экземпляров
библиотечного фонда
общедоступных
библиотек на 1000
человек населения

Среднемесячная рублей 7413 10300 13178 16692 20734
номинальная
начисленная
заработная
плата работников
учреждений культуры

Количество детей, чел. 5630 5630 5630 5630 5630
посещающих профильные
организации
дополнительного
образования:

Количество туристов, чел. 532200 538000 540000 542000 545000
ежегодно посещающих
город Кострому,
в том числе:
- в ходе многодневных 15000 16000 17000 18000 20000
туров
- в ходе однодневных 140400 142000 140000 140000 139000
туров
- в качестве 376800 380000 383000 384000 386000
экскурсантов

Удельный вес % 28,5 29,5 29,8 30,1 30,2
населения,
систематически
занимающегося
физической культурой
и спортом (среди
общего населения)

Удельный вес % 7,4 7,5 7,6 7,8 7,9
молодежи,
систематически
занимающейся
физической культурой
и спортом (среди
общего населения)

Обеспеченность тыс. кв.
спортивными м на
сооружениями в 10 000
муниципальном человек
образовании: населения
- плоскостные 15,4 15,6 15,8 16,0 16,2
сооружения
- спортивные залы 1,81 1,82 1,85 1,87 1,89

Удельный вес % 13 25 30 31 32
молодежи, участвующей
в общественных
и иных мероприятиях,
проводимых в рамках
молодежной политики

Количество детей и чел. 76598 76638 76678 76718 76758
молодежи, охваченных
мероприятиями летнего
отдыха и занятости


4. Прогноз развития городского хозяйства города Костромы

4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального хозяйства
в городе Костроме

Общая площадь жилищного фонда на территории города будет ежегодно увеличиваться за счет ввода нового жилья.
Прогноз общей площади жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности, до 2016 года принят в соответствии с политикой Правительства Российской Федерации в части продления сроков приватизации жилья.
Темпы роста полной стоимости предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг до 2016 года рассчитаны исходя из ежегодного роста платы за ЖКУ в размере 6,0 процентов.
Рост доли населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, главным образом обусловлен участием муниципального образования в реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области", в результате выполнения которой в 2012 году были улучшены жилищные условия 100 семей, 24 семьи улучшили жилищные условия за счет участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, 15 семей улучшили жилищные условия в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В 2014 году будут улучшены условия 208 семей, участвующих в программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области", в 2015 году - 62 семей. В случае продления программы на 2016 год планируется переселение 65 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде.
Также в рамках участия муниципального образования в программе "Обеспечение жильем молодых семей" в 2013 году будут выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома 52 молодым семьям, в 2014 году планируется выдача свидетельств 90 молодым семьям, в 2015 году - 100 молодым семьям. За счет социальной выплаты на приобретение жилого помещения (государственный жилищный сертификат) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2013 году были выданы сертификаты 5 семьям, в 2014 году планируется выдача жилищных сертификатов 22 семьям.

Количественные характеристики основных показателей
развития жилищно-коммунального хозяйства
города Костромы до 2016 года


Показатели Единицы 2012, 2013, 2014, 2015, 2016,
измерения отчет оценка прогноз прогноз прогноз

Общая площадь тыс. кв. м 6444,6 6585,6 6744,5 6933,9 7124,9
жилищного фонда

Общая площадь тыс. кв. м 393,86 329,92 264,28 189,64 133,00
жилищного фонда,
находящегося в
муниципальной
собственности

Полная стоимость млн. руб. 3487,19 3702,00 3930,12 4172,37 4429,64
предоставляемых
населению жилищно-
коммунальных услуг

Доля капитально % 22,5 24,4 - - -
отремонтированного
жилищного фонда
от общей площади
жилищного фонда
муниципального
образования
(процентов)

Доля населения, единиц 2,5 1,5 2,56 2,1 2,1
получившего жилые
помещения и
улучшившего жилищные
условия в общей
численности
населения, состоящего
на учете в качестве
нуждающегося в жилых
помещениях


4.2. Прогноз развития пассажирского
транспорта в городе Костроме

Прогноз развития пассажирского транспорта города Костромы основан на фактических технико-экономических показателях деятельности транспортных предприятий в 2012-2013 годах.
Расходы предприятий и частных перевозчиков прогнозируются исходя из расчета минимальной ежемесячной потребности для обеспечения своевременных налоговых платежей, оплаты топлива, электроэнергии, коммунальных услуг и начислений по заработной плате.
Прогноз развития (увеличения) подвижного состава основан на возможностях предприятий по приобретению и капитальному ремонту транспорта исходя из сложившихся финансовых возможностей, а также за счет возрождения прежних маршрутов и открытия новых, что потребует увеличение численности транспортных единиц.
Увеличение провозного тарифа предусматривается ежегодно в целях снижения финансовой нагрузки на бюджет города Костромы и частичной компенсации затрат перевозчиков - роста цен на прямые составляющие себестоимости и удорожание стоимости сопутствующих услуг.

Количественные характеристики основных показателей
развития муниципального пассажирского транспорта
в городе Костроме до 2016 года


Показатели Ед. 2012, 2013, 2014, 2015, 2016,
изм. отчет прогноз прогноз прогноз прогноз

Количество обслуживаемых шт. 55 56 58 58 58
маршрутов, всего,
в том числе:
- Костромагортранс 15 15 15 15 15
- Троллейбусное управление 8 8 8 8 8
- частные перевозчики 32 33 35 35 35

Протяженность маршрутной км 707,0 777,7 812,0 812,0 812,0
сети, в том числе:
- автобусные 636,5 706,8 741,1 741,1 741,1
- троллейбусные 70,5 70,9 70,9 70,9 70,9

Количество подвижного ед.
состава, всего:
- списочное 565 555 574 574 574
- работающие на линии 502 516 540 540 540

в том числе: ед.
1. МУП города Костромы
"Костромагортранс":
- списочное 65 65 65 65 65
- работающие на линии 45 45 50 50 50

2. МУП города Костромы ед.
"Троллейбусное
управление":
- списочное 50 47 52 52 52
- работающие на линии 30 28 33 33 33

3. Частные перевозчики: ед.
- списочное 450 443 457 457 457
- работающие на линии 427 443 457 457 457

Расчетная потребность ед.
подвижного состава 565 555 574 574 574

Количество перевезенных млн. 60,9 60,9 61,8 61,8 61,8
пассажиров, всего, чел.
в том числе:
- Костромагортранс 10,3 10,0 10,4 10,6 10,6
- Троллейбусное управление 7,2 7,0 7,0 7,2 7,2
- частные перевозчики 43,4 43,9 44,4 44,4 44,4

Стоимость 1-й поездки в руб.
городском пассажирском
транспорте:
- муниципальном 10,00/ 15,00 15,00 16,00 17,00
12,00

- частном 10,00/ 15,00 15,00 16,00 17,00
12,00


5. Реализация муниципальных программ

В 2014 году на территории города намечается реализация 14 муниципальных программ, для финансирования которых будут привлечены средства городского, областного, федерального бюджетов и внебюджетные источники. Общая сумма финансирования муниципальных программ на 2014 год предусмотрена в размере 301784,9 тыс. рублей, в том числе из городского бюджета - 202808,2 тыс. рублей, из других источников - 98976,7 тыс. рублей.
Реализация предлагаемых к финансированию муниципальных программ направлена на решение наиболее остро стоящих социальных проблем - охрану здоровья, развитие туризма, образования, поддержку населения при решении жилищных проблем, а также развитие экономического потенциала города Костромы.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015 и 2016 ГОДОВ

1. Промышленность

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города в 2014 году по прогнозу составит 54,7 млрд. рублей, из которых примерно 17,0 процентов приходится на малые промышленные предприятия. Индекс промышленного производства - 104,1 процента.
Наибольший рост промышленного производства (105,0 процента) прогнозируется в обрабатывающих производствах, доля которых в общем объеме промышленной отрасли составляет более 80 процентов.
Основной вклад в рост показателя внесут предприятия:
- по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования: индекс промышленного производства составит 107,8-107,9 процента в год (за счет роста объемов производства ОАО "Пегас");
- пищевых продуктов: индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 105,9-106,5 процента в год (за счет роста объемов производства ОАО "Росспиртпром" ("Костромской ликеро-водочный завод");
- текстильного и швейного производства: в 2015 году за счет реализации инвестиционного проекта и роста объемов производства ООО "СП "Кохлома" общий рост показателя составит 127,0 процентов;
- целлюлозно-бумажного производства: в 2014 году за счет завершения строительства и запуска производства бумажной фабрики ООО "Восход" рост показателя составит 169,0 процентов;
- по производству резиновых и пластмассовых изделий: индекс промышленного производства планируется в среднем 106,1-106,5 процента в год (за счет роста объемов производства ООО "Декор Пластик");
- по производству машин и оборудования - 106,5 процента в год (за счет увеличения производства ОАО "Калориферный завод", ООО "Цвет", ООО "Концерн "Медведь").
Во всех остальных отраслях промышленности, кроме производства обуви и изделий из кожи, также предполагается рост или сохранение объемов выпуска продукции на уровне 2013 года. Ведущее предприятие по производству обуви и изделий из кожи ОАО "Костромская фабрика обуви "КОСФО" так и не смогло после кризиса восстановить производство продукции и на сегодняшний день практически прекратило деятельность.
Среди предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды наибольший рост индекса промышленного производства предполагается у ОАО "Костромаоблгаз" (в среднем 106,5 процента в год).
В целом за период 2014-2016 годов объем промышленного производства в действующих ценах должен вырасти на 34,7 процента и по итогам 2016 года составить 66,5 млрд. рублей. Общий рост индекса промышленного производства за прогнозируемый период составит 114,9 процента, в том числе в обрабатывающих отраслях - 117,8 процента.
Таким образом, на протяжении всего прогнозного периода сохранится положительная динамика промышленного производства, обусловленная сохранением ведущими предприятиями города Костромы своих позиций на рынке за счет совершенствования технологического оборудования, повышения конкурентоспособности продукции и увеличения объемов производства.

2. Инвестиции в основной капитал

В соответствии с прогнозом в 2014 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 7,6 млрд. рублей, или 102,4 процента к уровню 2013 года в сопоставимых ценах. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 13-15 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 90,0 процентов инвестиций.
Из общего объема инвестиций собственные средства предприятий в 2014 году составят 3,0 млрд. рублей, привлеченные - 4,6 млрд. рублей.
Заметный рост инвестиций в 2014 году ожидается на предприятиях, обрабатывающих производствах и в строительстве.
Продолжится реализация таких инвестиционных проектов, как:
- строительство Костромской бумажной фабрики по ул. Солониковской, 12 (к концу 2014 года планируется запустить предприятие на полную мощность);
- организация высокотехнологичного кольцепрядильного производства ООО "СП "Кохлома";
- реконструкция и модернизация производства ОАО "Русский хлеб".
Развитию коммунальной инфраструктуры будет содействовать реализация проектов по созданию современной комплексной системы обращения с отходами в Костромской области ОАО "УК "Эко-Система", строительство мусоросортировочного комплекса ТБО ООО "Техно-Р".
Начнется строительство грибного хозяйства по промышленному выращиванию культивированного опенка ООО "Профхолод", завершится строительство производственной материально-технической базы по ул. Галичской, 138г.
Значительные капитальные вложения планируется направить на строительство объектов социального и культурно-бытового назначения.
Наиболее крупные из них:
- строительство административного здания по ул. Ленина, 165;
- строительство комплекса общественно-делового центра по ул. Лесная, 11;
- создание и организация работы дилерского центра по ул. Профсоюзной;
- административное здание со встроенными магазинами на улице Калиновской, 56;
- деловой центр на улице Никитской, 47а;
- административное здание по ул. Советской, 16а (завершение строительства);
- административное здание по ул. Советской, 28 (2-я очередь строительства);
- строительство ресторана на набережной правого берега реки Волга в районе автопешеходного моста;
- комплексное развитие спортивного стадиона "Динамо".
Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 158,95 тыс. кв. метров жилья.
Рост инвестиций ожидается так же и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. На данный период намечена реализация целого ряда инфраструктурных проектов предприятий города, относящихся к данному виду деятельности.
Положительная динамика роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования сохранится в 2015 году, объем их составит 8,4 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 103,8 процента.
Заметный рост инвестиций в 2015-2016 годах ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности "Строительство" и "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". В основном такая активность связана с расширением жилищного строительства на территории города. Продолжится застройка жилых микрорайонов "Венеция", "Новый город", Паново-2, "Романовский", "Жужелино" (ИСПО "Костромагорстрой", ОАО "Строймеханизация", СК "ОФЦ", ЗАО "Мукомольный завод"), начнется освоение территорий района "Агашкина гора" (ОАО "Ивановская Домостроительная Компания").
В 2016 году объем инвестиций составит 9,1 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 102,5 процента.
Ввод в эксплуатацию жилья составит по прогнозу в 2015 и в 2016 годах соответственно 188,95 тыс. кв. метров и 191,4 тыс. кв. метров.

3. Потребительский рынок

Потребительский рынок города Костромы в среднесрочной перспективе на 2014-2016 годы будет характеризоваться замедлением роста потребительского спроса населения, несмотря на рост реальных денежных доходов (в частности рост заработной платы в бюджетном секторе).
В основном это будет обусловлено постепенным удовлетворением потребностей жителей города в товарах как первой необходимости, так и товаров длительного пользования, а также стабилизацией нормы сбережения населения. Также следует учитывать рост обязательств населения по выплате процентов за полученные им кредиты.
В торговле позитивное влияние на снижение инфляционного давления окажет дальнейшее развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры за счет ввода новых торговых площадей (распространения федеральных торговых сетей, открытия торгового центра "РИО").
В результате совокупного действия всех факторов в 2014-2016 годах прогнозируется среднегодовой темп роста объема розничного товарооборота на уровне 5,7 процентов.
Развитие сферы общественного питания в 2014-2016 годах будет связано с открытием на территории города, в том числе в крупных торговых комплексах, филиалов сетевых предприятий общественного питания, а также дальнейшее расширение сети предприятий общественного питания в гостиничных и туристических комплексах, санаториях. В настоящее время в городе уже функционируют федеральные сети общественного питания: "Макдональдс в России", "Автосуши", Traveler's coffee, кофейня "Шоколадница", "Розарио" (группа компаний "Васаби").
Использование франчайзинга также дает возможность для открытия новых заведений общепита и развития этого сегмента в городе.
На территории города в 2014 году планируется открытие новых предприятий общественного питания - сетевых кафе ООО "ЦВК", ресторана "Панорама".
В 2016 году оборот общественного питания составит 3,09 млрд. рублей и к уровню 2013 года возрастет на 28,0 процентов.
На положительную динамику объема платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет оказывать рост реально располагаемых доходов населения.
Общая динамика развития рынка платных услуг будет зависеть от механизмов регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей (услуги жилищно-коммунального хозяйства, услуги пассажирского транспорта), а также от расходов государства, выделяемых на социальную сферу.
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов платных услуг, структура платных услуг в прогнозном периоде сохранится. По-прежнему более половины от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги обязательного характера, неэластичные к доходам населения - жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и услуг связи.
Рост (физического объема) жилищно-коммунальных услуг будет связан главным образом со строительством и вводом нового жилья, но ввиду частичной неуплаты населением коммунальных услуг, установки счетчиков и введения социального норматива на электроэнергию он будет незначительным и в среднем в год составит 101,4-101,7 процента.
Развитие транспортных услуг связано с увеличением количества предприятий, оказывающих транспортные услуги населению. Динамика объемов транспортных услуг в прогнозном периоде будет положительной, но невысокой, чуть более 1,0 процента.
В 2014-2016 годах сектор связи сохранит устойчивость развития услуги, но будет развиваться также невысокими темпами, что обусловлено наступившим насыщением подвижной и фиксированной связью, к тому же в 2014 году предполагается отмена внутрисетевого роуминга. Среднегодовой темп роста составит около 3,0 процентов.
Рост на образовательные услуги ожидается за счет увеличения численности детей в дошкольных образовательных учреждениях, за счет дополнительных образовательных программ, репетиторства. Однако при этом будет наблюдаться одновременное снижение обучающихся в высших и средних учебных заведениях.
Объем медицинских услуг будет увеличиваться за счет роста объема амбулаторно-поликлинических и диагностических услуг и числа пациентов, желающих получить медицинские услуги с повышенным уровнем сервисного обслуживания.

4. Демографическая ситуация

Положительная динамика численности населения в 2011-2012 годах, обусловленная улучшением практически всех демографических показателей: повышением рождаемости, снижением смертности, значительным миграционным приростом, сохранится и в 2014-2016 годах. При этом внутрирегиональная миграция останется основным фактором, определяющим положительную динамику численности постоянного населения города.
Тенденция высокой рождаемости в ближайшие три года может сохраниться при условии сохранения миграционного прироста, повышения благосостояния населения, дополнительных социальных мер, стимулирующих к рождению 3-х и более детей.
Показатель смертности в 2014-2016 годах будет иметь слабую положительную динамику.
Прогнозируемая среднегодовая численность постоянного населения города в 2014 году составит 273,1 тысяч человек, в 2015 году - 273,7 тысяч человек, в 2016 году - 274,1 тысяч человек.

5. Трудовые ресурсы и оплата труда

Численность населения, занятого в экономике города, в прогнозируемом периоде будет иметь тенденцию к снижению (в 2014 году - 155,0 тысяч человек, в 2015 году - 153,9 тысяч человек, в 2016 году - 152,8 тысяч человек), что обусловлено главным образом демографическими факторами: в ближайшие три года усилится процесс выбывания старшего поколения (после 55-59 лет) из категории трудоспособного, и он не будет компенсироваться за счет пополнения данной категории молодым поколением (в возрасте 16-17 лет) и мигрантами из районов области.
Одновременно прогнозные планы предприятий, завершение строительства и открытие новых торговых, производственных объектов на территории города в 2014-2016 годах потребуют привлечения дополнительных рабочих рук. В результате дефицит кадров в экономике города в ближайшие годы будет еще более ощутимым (для справки: по данным службы занятости количество заявленных вакансий на предприятиях и организациях города уже с начала 2013 года увеличилось в 1,67 раза и на 1 августа 2013 года составило 3858 единиц).
Снижение численности работников на крупных и средних предприятиях и организациях прогнозируется не столь значительным, как на малых и особенно на микропредприятиях (с численностью до 15 человек) и у индивидуальных предпринимателей, где работникам не гарантирован полный социальный пакет. Определенным тормозом данного процесса может стать пенсионная реформа, которая, с одной стороны, будет стимулировать работников (пенсионного возраста) продолжить работу без оформления пенсии, с другой - стимулировать работодателя в условиях дефицита кадров на увеличение социальных выплат своим работникам.
Численность индивидуальных предпринимателей, сократившаяся за 2012 и первое полугодие 2013 года почти на 25 процентов из-за повышения в 2 раза страховых взносов, будет иметь слабую положительную динамику, главным образом, за счет молодежи и в основном в видах деятельности, связанных с теми или иными услугами: транспортными, автосервиса, ремонтно-строительными, IT-технологиями и т.д.
Техническое переоснащение промышленных предприятий города, высокая потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах на фоне кадрового дефицита и сохранения рекордно низкого уровня безработицы в 2014-2016 годах будут являться основным фактором, стимулирующим повышение заработной платы в реальном секторе экономики. Продолжится запланированный рост заработной платы и в бюджетной сфере.
Среднемесячная заработная плата по городу Костроме в 2014 году вырастет по сравнению с 2013 годом на 11,0 процентов и составит 22773,9 рубля. В 2015-2016 годах темпы роста заработной платы сохранятся на уровне 111,5-110,8 процента. В 2015 году среднемесячная заработная плата составит 25392,9 рубля, в 2016 году - 28389,3 рубля.
Фонд заработной платы в 2014 году вырастет соответственно на 10,6 процента к уровню 2013 года и составит 27,54 млрд. рублей. В 2015 году фонд заработной платы прогнозируется на уровне 30,6 млрд. рублей, в 2016 году - 34,0 млрд. рублей.
В 2014 году численность официально зарегистрированных безработных составит 540 человек, в 2015 году - 525 человек, в 2016 году - 515 человек.

6. Сопоставление основных параметров Прогноза с параметрами
прогноза социально-экономического развития на 2013 год
и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренного
постановлением Администрации города Костромы
от 12 октября 2012 года № 2104

В результате уточнения планов промышленных предприятий в сторону уменьшения на 0,2 процентного пункта в 2013 году скорректирован индекс промышленного производства, что обусловлено снижением индекса как в обрабатывающих производствах, так и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В 2014 году рост индекса промышленного производства на 1,3 процентных пункта обусловлен завершением строительства и запуском производства бумажной фабрики ООО "Восход". В 2015 году показатель предполагается на уровне 104,2 процента, что выше ранее прогнозируемого значения на 1,5 процентного пункта за счет увеличения объемов производства ООО "СП "Кохлома" (окончание в 2015 году реализации инвестиционного проекта по техническому перевооружению предприятия) и наращивания объемов бумажной фабрики ООО "Восход".
В сторону уменьшения (на 3,8 процентных пункта) в 2013 году скорректирован и индекс физического объема инвестиций в основной капитал: по тем или иным причинам запланированное на 2013 год окончание реализации инвестиционного проекта ЗАО "Межрегион Торг Инвест" по реконструкции завода цементно-стружечных плит произошло в 2012 году.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2014 году повышен на 1,4 процентных пункта по отношению к ранее прогнозируемому значению. В 2015 году показатель выше ранее прогнозируемого на 4,8 процентных пункта. В основном это связано с расширением жилищного строительства на территории города, а также реализацией инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2013 году снижен по сравнению с ранее прогнозируемым значением на 0,3 процентного пункта, но повышен в 2014 и 2015 годах - на 0,1 и 0,4 процентного пункта соответственно. Снижение показателя в 2013 году обусловлено ускорением инфляции во втором полугодии 2012 года, приведшим к замедлению роста реальных доходов населения и соответственно снижению потребления.
По этой же причине снижена оценка роста объема платных услуг населению в 2013 году - на 1,2 процентных пункта. В 2014 году индекс физического объема платных услуг снижен на 3,0 процентных пункта, в 2015 году - на 1,2 процентных пункта.
Индекс физического объема оборота общественного питания в 2013 и 2014 годах, наоборот, превысит ранее прогнозируемый показатель на 1,3 и на 0,4 процентного пункта соответственно, что обусловлено расширением сетей общественного питания, ростом туристических потоков.
На основании оценки данных Пенсионного фонда РФ о среднесписочной численности физических лиц, за которых работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Костромы, уплачивали страховые взносы по итогам 2012 года, в сторону значительного увеличения (с 142,7 до 155,9 тысяч человек) скорректирована численность занятых в экономике города. Ранее данный показатель прогнозировался исходя из численности постоянного экономически активного населения города, и не учитывал занятых в экономике города иногородних граждан. В соответствие приведены прогнозные показатели численности занятых в экономике города и на 2014 и 2015 годы.
По оценке в 2013 году темпы роста среднемесячной заработной платы превысят ранее прогнозируемое значение на 0,6 процентных пункта, что обусловлено высокими темпами роста заработной платы бюджетников. В 2014-2016 годах рост заработной платы превысит прогнозируемые ранее показатели на 0,4 и 1,1 процентных пункта соответственно.
Показатель численности постоянного населения скорректирован в сторону увеличения на основании прогнозной оценки миграционного притока населения, динамики рождаемости и смертности.
Сопоставление основных экономических показателей прогноза, уточненных с учетом сложившейся экономической ситуации, с ранее утвержденными параметрами прогноза 2013-2015 годов приведено в таблице.

Таблица


Показатели 2013 год Откло- 2014 год Откло- 2015 год Откло-
нение нение нение
Прогноз Оценка Прогноз Прогноз

август август август август август август
2012 2013 2012 2013 2012 2013
года года года года года года

1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг
собственными силами (без НДС и акцизов) (раздел C, D, E)

Индекс 103,3 103,1 -0,2 102,8 104,1 +1,3 102,7 104,2 +1,5
промышленного
производства,
в процентах
к предыдущему
году

в том числе:

1.1. Добыча полезных ископаемых (раздел C)

Индекс 100 168 +68,0 100 100 0 100 100 0
промышленного
производства,
в процентах
к предыдущему
году

1.2. Обрабатывающие производства (раздел D)

Индекс 103,9 103,6 -0,3 103,1 105,0 +1,9 102,8 105,0 +2,2
промышленного
производства,
в процентах
к предыдущему
году

1.3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E)

Индекс 100,8 100,0 -0,8 101,7 100,1 -1,6 102,1 100,6 -1,5
промышленного
производства,
в процентах
к предыдущему
году

2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

Индекс 106,0 102,2 -3,8 101,0 102,4 +1,4 99,0 103,8 +4,8
физического
объема, в
процентах
к предыдущему
году

3. Оборот розничной торговли

Индекс 106,4 106,1 -0,3 105,8 105,9 +0,1 105,6 106,0 +0,4
физического
объема, в
процентах
к предыдущему
году

4. Оборот общественного питания

Индекс 105,6 106,9 + 1,3 105,8 106,2 +0,4 106,1 106,1 0,0
физического
объема, в
процентах
к предыдущему
году

5. Объем платных услуг населению

Индекс 102,9 101,7 -1,2 103,4 100,4 -3,0 103,5 102,3 -1,2
физического
объема, в
процентах
к предыдущему
году

6. Демографическая ситуация

Среднегодовая 267,2 269,4 +2,2 266,2 269,5 +3,3 265,1 269,4 +4,3
численность
постоянного
населения
(тысяч
человек)

7. Трудовые ресурсы и оплата труда

Численность 142,7 155,9 +13,2 143,1 155,0 +11,9 143,4 153,9 +10,5
занятых в
экономике
(тысяч
человек)

Численность 105,2 101,2 -4,0 104,9 100,8 -4,1 104,7 100,4 -4,3
работающих на
предприятиях и
в организациях
(тысяч
человек)

Фонд 110,4 111,0 +0,6 110,2 110,6 +0,2 110,1 111,1 +1,0
заработной
платы, темп
роста
(проценты)

Среднемесячная 110,7 111,3 +0,6 110,6 111,0 +0,4 110,4 111,5 +1,1
заработная
плата
1 работника,
темп роста
(проценты)



-----------------------------------------------------------------------------