Постановление Администрации городского округа город Шарья Костромской области от 01.11.2013 N 1324 "О порядке проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа город Шарья"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. № 1324

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Костромской области от 5 мая 1995 года № 7 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением губернатора Костромской области от 23.08.2006 № 37 "О порядке проведения эвакуационных мероприятий в ЧС природного и техногенного характера на территории Костромской области" и в целях качественной организации планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа город Шарья, руководствуясь статьями 33, 38, 42.1 и 44 Устава муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области, администрация городского округа город Шарья постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа город Шарья (приложение).
2. Возложить на отдел по делам ГО и ЧС администрации городского округа город Шарья методическое руководство и контроль за подготовкой эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа город Шарья.
3. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в срок до 1 декабря 2013 года уточнить и привести в соответствие с настоящим постановлением свои нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа город Шарья Е.С.Пивоварова.
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Глава администрации
городского округа
город Шарья
Костромской области
В.В.КЛИМОВ





Приложение
к постановлению
администрации
городского округа
город Шарья
Костромской области
от 01.11.2013 № 1324

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ

Настоящее Положение, определяет порядок проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории городского округа город Шарья.

I. Общие положения

1.1. Эвакуация населения - комплекс мероприятии по организованному вывозу и выводу население из зон чрезвычайных ситуации (далее - ЧС) или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуируемых в районе размещения.
Эвакуация населения проводится в условиях ЧС, вызванных техногенными авариями и стихийными бедствиями, а также при наличии достоверных данных, указывающих на высокую вероятность их возникновения в ближайшее время.
Цель эвакуации - удаление населения из зон действия поражающих факторов.
1.2. Особенности проведения эвакуации определяются характером ЧС (химическое заражение местности, угроза наводнения, затопления, крупные лесные и торфяные пожары и т.д.), масштабом ее реализации и численностью вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью ее проведения.
1.3. В зависимости от времени и сроков проведения предполагаются следующие варианты эвакуации населения: заблаговременная и экстренная.
1.4. При получении достоверных данных о высокой вероятности запроектной аварии на опасных объектах или стихийного бедствия из опасных районов проводится заблаговременная (упреждающая) эвакуация населения. При ее осуществлении население должно быть удалено из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения запроектной техногенной аварии или стихийного бедствия. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия, определяющих развитие ЧС, который выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких суток и может уточняться в течение этого срока.
1.5. В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится экстренная эвакуация населения из опасных районов. При этом вывоз (вывод) населения из зоны возможного поражения целесообразно осуществить до начала воздействия на людей поражающих факторов. Продолжительность данного промежутка времени может составлять от нескольких минут до нескольких часов. Вывоз (вывод) населения из опасных районов может совершаться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.
1.6. В случае нарушения нормального функционирования объектов жизнеобеспечения населения может проводиться безотлагательная эвакуация населения. Необходимость введения подобной защитной меры, а также сроки ее осуществления определяют комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ). Она проводится из населенных пунктов, в которых не представляется возможным обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей людей. С учетом складывающейся обстановки и транспортных возможностей обеспечивается также вывоз личного имущества эвакуируемого населения.
1.7. В зависимости от масштабов реализации ЧС и численности эвакуируемого населения в области возможны следующие варианты эвакуации: локальная, местная и региональная.
1.8. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения составляется от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуированные размещаются, как правило, в примыкающих к опасной зоне населенных пунктах или не пострадавших районах города.
1.9. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавшей и соседней с ней областей.
1.10. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
1.11. В зависимости от охвата попавшего в опасную зону населения эвакуационными мероприятиями выделяются следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
1.12. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зон повышенной опасности.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор варианта проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

II. Организации планирования эвакуации населения

2.1. Организация эвакуации населения

2.1.1. Указание на осуществление экстренной, упреждающей и безотлагательной эвакуации, носящей местный характер, дается председателем соответствующей КЧС и ПБ. В случае если данная комиссия не создана, эвакуация проводится по решению соответствующего руководителя органа местного самоуправления (организации).
Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию диспетчера аварийно опасного техногенного объекта.
2.1.2. Общее руководство проведением эвакуации осуществляется КЧС и ПБ (или главой администрации органа местного самоуправления (руководителем организации), если соответствующие комиссии не образованы) через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - орган управления ГО и ЧС), территориальные и объектовые эвакоорганы, а также руководителей объектов экономики, задействованных для обеспечения эвакуационных мероприятий.
2.1.3. Для подготовки и проведения эвакуации привлекаются органы управления ГО и ЧС, эвакуационные органы, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, органы военного командования, а также предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), обеспечивающие проведение эвакуационных мероприятий.
2.1.4. Непосредственное планирование, организации и проведения эвакуации населения на территории городского округа город Шарья и возлагается на эвакуационные органы. К последним относится:
эвакуационные комиссии;
приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП);
группы управления на маршрутах эвакуации;
оперативные группы по вызову эвакуируемого населения.
2.1.5. Методическое руководство по порядку создания и деятельности эвакуационных органов на территории области осуществляет управление по обеспечению пожарной безопасности и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций администрации Костромской области.
2.1.6. Эвакуационные комиссии создаются во всех муниципальных образованиях и организациях города, где планируется эвакуации населения, рабочих и служащих, а также материальных и культурных ценностей.
2.1.7. В состав эвакуационных комиссий входят представители территориальных органов исполнительных власти, органов образования и социального обеспечения, военных комиссаров, организаций, обеспечивающих проведение эвакуационных мероприятий. Состав территориальных эвакуационных органов назначается заблаговременно решением главы администрации городского округа город Шарья (на объектах экономики - приказом руководителей организаций).
В состав эвакуационных приемных комиссий, формируемых в муниципальных районах, городских и сельских поселений, включаются представители соответствующих территориальных органов исполнительных власти и организаций, участвующих в приеме, размещении и жизнеобеспечении эвакуируемого населения.
Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель главы органа местного самоуправления (заместитель руководителя организации).
2.1.8. СЭП предназначаются для сбора и регистрации эвакуированного населения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов.
2.1.9. ПЭП развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места размещения.
2.1.10. При необходимости эвакуация осуществляется без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
В состав этого органа входят группы оповещения, учета и регистрации, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка.
Задачи оперативных групп заключаются в следующем:
оповещение, сбор, учет и посадка населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом эвакуации и информирование вышестоящих эвакуационных органов;
поддержание порядка на закрепленной территории.
2.1.11. На внешней границе зоны радиоактивного загрязнения (химического заражения) размещаются ППЭ. ППЭ должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, передвигавшегося по загрязненной (зараженной) местности на "чистые" транспортные средства.
ППЭ располагается вблизи железных и шоссейных дорог, водных путей сообщения.
2.1.12. В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемого населения назначаются: при перевозке железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов; при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.
2.1.13. Для организации движения эвакуационных колонн решением соответствующего исполнительного органа власти муниципального образования назначаются начальники маршрутов эвакуации.
подготовка и развертывание пунктов посадки и высадки для отправки и приема эвакуируемых;
подготовка мест размещения в безопасных районах.
После получения указания на проведение эвакуации проводятся следующие мероприятия:
доведение сигналов о начале эвакуации до подчиненных эвакуационных органов и населения;
уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
уточнение порядка взаимодействия между муниципальными образованиями области в проведении эвакуационных мероприятий;
организация учета и отправки эвакуируемого населения и контроль за его движением;
контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организация его работы по выполнению эвакуационных перевозок;
контроль за размещением эвакуируемого населения в безопасных районах.
2.1.14. В организациях, расположенных в зонах возможного возникновения ЧС, руководителями и органами управления ГОЧС, соответствующими эвакуационными комиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакуационных мероприятий.
Заблаговременно проводятся:
планирование эвакуации;
обучение и инструктирование персонала и членов их семей;
подготовка личного состава эвакуационных органов;
рекогносцировка маршрутов эвакуации;
подготовка совместно с администрацией муниципального района мест для приема размещения и всестороннего обеспечения эвакуируемого населения.
При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:
подготовка к прекращению производственной деятельности, остановка и консервирование оборудования;
проверка готовности системы связи и оповещения для работы по обеспечению эвакуационных мероприятий согласно схемам связи;
уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакуируемого населения;
развертывание работы эвакуационных органов;
контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пунктах сбора.
С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:
оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;
введение в действие планов эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;
подготовка к проведению других мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации, осуществляемых по распоряжению вышестоящего органа управления ГОЧС.
2.1.15. Органы управления ГОЧС, председатели эвакуационных приемных комиссий административно-территориальных образований и руководители организаций, расположенных в безопасных районах, проводят следующие мероприятия по организации и руководству эвакуацией.
Заблаговременно проводимые мероприятия включают:
планирование приема и размещение прибывающего по эвакуации населения;
подготовку личного состава эвакуационных органов;
подготовку к развертыванию ГШЭ, ПЭП;
контроль за оборудованием станций, портов, пристаней в качестве пунктов высадки населения;
контроль за строительством подъездных путей к пунктам высадки ППЭ, ПЭП;
оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;
контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений, других объектов инфраструктуры для размещения и всестороннего обеспечения прибывающего эвакуируемого населения;
подготовку к информации и инструктированию эвакуируемого населения.
С получением распоряжения на проведение эвакуации населения проводятся:
организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающего населения;
организация всех видов разведки на маршрутах эвакуации и в районах размещения эвакуируемого населения;
организация дозиметрического контроля, санитарной обработки населения, специальной обработки одежды и техники;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
2.1.16. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий взаимодействие органов управления ГОЧС и эвакуационных органов с представителями командования Вооруженных сил России (командующими округов, начальниками гарнизонов, военными комиссарами) осуществляются по следующим направлениям деятельности:
согласованию планов эвакуации с мероприятиями, проводимыми органами военного командования;
обмену информацией об изменениях обстановки;
совместному использованию защитных сооружений, пунктов специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки горюче-смазочными материалами;
выделению в распоряжение органов управления ГОЧС техники с высокими защитными свойствами (БРДМ и БТР) для ведения радиационной и химической разведки;
планированию, организации и проведению эвакуации членов семей военнослужащих частей и военных объектов, расположенных в зонах чрезвычайных ситуаций;
организации совместно с органами МВД охраны общественного порядка при проведении эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.
Основные положения по организации - взаимодействия МЧС России и Минобороны России, их права и обязанности при совместных действиях в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе при проведении эвакуационных мероприятий, изложены в "Руководстве по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2.1.17. На федеральные и территориальные органы исполнительной власти, руководителей организаций области возлагается осуществление контроля за планированием, подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий подведомственными им организациями.
2.1.18. Федеральные и территориальные транспортные органы и организации, осуществляющие руководство и имеющие в своем распоряжении транспортные средства, решают следующие задачи по обеспечению и проведению эвакуационных мероприятий:
участие в планировании эвакуационных перевозок;
обеспечение и подготовку транспортных органов и транспорта для выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организацию материально-техническое обеспечение эвакуационных перевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами и запасными частями);
организацию управления эвакуационными перевозками и осуществляют его вместе с соответствующими органами управления ГОЧС и эвакуационными органами;
осуществление подготовки к специальной обработке транспортных средств.
2.1.19. Территориальные органы и местные органы здравоохранения проводят мероприятия по организации медицинского обеспечения эвакуации, включающие:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовку медицинских учреждений и аварийно-спасательных формирований к медицинскому обеспечению эвакуации;
организацию эпидемического наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью внешней среды, продовольствия и воды;
подготовку к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения;
организацию совместно с предприятиями бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства санитарной обработки населения.
2.1.20. Территориальные и местные организации по строительству и эксплуатации автомобильных дорог решают следующие задачи:
участвуют в планировании дорожного обеспечения эвакуационных перевозок;
обеспечивают подготовку и содержание закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создают необходимые запасы материально-технических средств для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формируют отряды, команды для выполнения работ по восстановлению и строительству дорог и мостов.
2.1.21. Территориальные организации жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания осуществляют следующие мероприятия по обеспечению эвакуации населения:
участвуют в оборудовании СЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки;
обеспечивают подготовку помещений в общественных зданиях и сооружениях, а также палаточных городков для размещения эвакуируемых;
обеспечивают бесперебойную работу предприятий коммунального обслуживания в районах размещения эвакуируемого населения для удовлетворения их потребностей;
организуют санитарную обработку населения, обеззараживание транспорта и материальных средств.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства участвуют в мероприятиях по организации и ведению инженерной разведки.
2.1.22. Территориальные и местные строительные организации, строительные подразделения других ведомств и коммерческие строительные организации обеспечивают мероприятия по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовке помещений для эвакуируемого населения, в также строительству и оборудованию объектов для его обслуживания.

2.2. Планирование эвакуации населения

2.2.1. Планы проведения эвакуации в чрезвычайных ситуациях разрабатываются органами управления ГОЧС заблаговременно в виде отдельных разделов планов гражданской обороны и защиты населения. В зависимости от прогноза аварийной обстановки они должны содержать несколько вариантов действий на случай возникновения опасности. Степень детализации планов устанавливается в зависимости от вероятности реализации и масштабов возможных аварий и катастроф. Более подробные разрабатываются в тех случаях, когда возможно детальное прогнозирование обстановки.
В плане должны быть отражены:
вид и количество опасных веществ на производственном объекте;
численность рабочих и служащих объекта;
численность населения, проживающего в опасной зоне вокруг объекта, и его структуре по признаку чувствительности к воздействию опасных веществ, находящихся на объекте;
привлекаемые для эвакуации силы и средства (органы управления ГОЧС, транспорт, милиция, медицина и др.);
планируемые для эвакуации транспортные средства;
порядок оповещения и инструктирования населения;
порядок укрытия и сбора населения;
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения при эвакуационных перевозках;
график вывоза населения из опасных районов;
порядок эвакуации сельскохозяйственных животных и материальных ценностей (объемы и сроки);
населенные пункты, предназначенные для размещения эвакуируемого населения;
перечень должностных лиц, отвечающих за проведение эвакуации из опасных районов.
Приложения:
1. Карта (схема) возможной обстановки.
2. Пояснительная записка с характеристикой зон, возможных ЧС.
3. Расчет на эвакуацию населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей.
4. Расчет транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.
5. Схема управления, оповещения и связи.
2.2.2. В планах эвакуации предусматривается решение вопросов, связанных с организацией, обеспечением и проведением эвакуации населения, из районов техногенных аварий и стихийных бедствий. Планы разрабатываются на картах (схемах) и в форме различных текстовых и табличных приложений к ним.
Планирование эвакуационных мероприятий в опасных районах осуществляют эвакуационные комиссии при участии органов управления ГОЧС, территориальных органов исполнительных власти и организаций, которые обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий.
В безопасных районах соответствующие эвакуационные комиссии при участии органов управления ГОЧС и служб разрабатывают планы приема и размещения эвакуируемого населения.
Планы эвакуации, разрабатываемые для опасных районов, согласовываются с планами приема и размещения эвакуируемого населения, подготовленными эвакуационными комиссиями при территориальных органах исполнительной власти и объектах народного хозяйства безопасных районов.
Планированию эвакуации предшествует сбор и подготовка органами управления ГОЧС и службами необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов размещения эвакуируемого населения. Перечень исходных данных, необходимых для планирования эвакуации, приведен в приложении № 1 (не приводится).
2.2.3. В планах эвакуации эвакуационных органов муниципальных образований (городских и сельских поселений), расположенных в опасных районах, приводятся следующие данные:
порядок оповещения населения, руководителей органов исполнительной власти и организаций о начале эвакуации;
численность эвакуируемого населения с разбивкой по категориям;
пункты размещения эвакуируемого населения в безопасных районах;
состав эвакуационных комиссий и сроки приведения их в готовность;
порядок вывоза эвакуируемого населения различными видами транспорта,
маршруты вывоза эвакуируемого населения; порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними организации, УК, ЖЭУ, ЖКО, ДУ;
пункты посадки на транспорт, ППЭ, пункты высадки в безопасных районах;
мероприятия по защите эвакуируемого населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
мероприятия по приему, размещению и всестороннему обеспечению эвакуируемого населения;
порядок вывоза с ППЭ на границах зоны загрязнения (заражения) к местам размещения в безопасных районах;
организация общей, радиационной, химической, пожарной, инженерной и медицинской разведки;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
порядок информации и инструктирования эвакуируемого населения.
Представленные данные указываются в плане с разбивкой по населенным пунктам и организациям.
2.2.4. В плане эвакуации организации, расположенной в опасном районе, указываются:
численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
порядок оповещения персонала организации о начале эвакуации и его инструктирования;
маршруты вывоза эвакуируемых, ППЭ, пункты посадки, пункты высадки;
пункты размещения эвакуируемых в безопасных районах;
СЭП, за которым закреплен или который развертывает организация, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих данного объекта, а также членов их семей;
начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за посадку и перевозку персонала и членов их семей;
расчет расквартирования рабочих, служащих и членов их семей;
организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
организация всестороннего обеспечения эвакуируемых в местах размещения;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
2.2.5. Планы эвакуации, разрабатываемые по месту жительства (в УК, ЖКО, ЖЭУ, ДУ), должны иметь аналогичное содержание.
2.2.6. В плане приема и размещения эвакуируемого населения, разрабатываемом в административном районе, указываются следующие данные:
количество прибывающего эвакуированного населения с разбивкой по категориям;
количество и наименование эвакуируемых организаций;
здания и сооружения, планируемые для размещения эвакуируемого населения;
расчет расквартирования эвакуируемого населения;
пункты высадки и их оборудование;
ППЭ (их дислокация, порядок приведения в готовность, пропускная способность);
порядок и сроки доставки в район эвакуируемого населения;
порядок оповещения должностных лиц, ответственных за размещение и обеспечение эвакуированного населения;
организация всестороннего обеспечения эвакуируемого населения в местах размещения;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
порядок информирования и инструктирования местного и прибывающего по эвакуации населения.
Разрабатываемые в плане данные представляются с разбивкой по городским и сельским поселениям.
2.2.7. В плане приема и размещения пребывающего по эвакуации населения, разрабатываемом в муниципальном образовании (городском и сельском поселении), приводятся следующие данные:
количество пребывающего населения с разбивкой по категориям;
количество и наименование пребывающих по эвакуации организаций;
служебные, административные, культурно-бытовые и другие здания, планируемые для размещения эвакуируемых;
порядок развертывания ПЭП, порядок и сроки доставки эвакуированного населения с ПЭП в места размещения, транспорт, выделяемый для этих целей;
организация оповещения о начале эвакуации и времени прибытия эвакуированного населения;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
порядок информирования и инструктирования местного и пребывающего по эвакуации населения;
организация всестороннего обеспечения эвакуированного населения в пунктах размещения.
2.2.8. Транспортные органы службы по заявкам органов управления ГОЧС разрабатывают планы эвакуационных перевозок. В планах указываются количество и типы поездов и вагонов, количество и типы автомобилей и судов, время подачи к пунктам посадки, время отправления, время прибытия на пункты высадки, маршруты следования и количество вывозимого населения. Планы эвакуационных перевозок согласовываются с органами управления ГОЧС.
2.2.9. Для начальников маршрутов эвакуации разрабатывается схема маршрута, в которой указываются:
перечень автоколонн и пеших колонн, их состав и нумерация;
маршрут движения колонн;
исходный пункт, пункты регулирования и время прохождения их колоннами;
ППЭ, места их дислокации, время прибытия в них колонн;
медицинские пункты с приданным им транспортом;
посты радиационного и химического наблюдения;
порядок поддержания связи с колоннами на марше и вышестоящим командованием;
сигналы управления и оповещения.
2.2.10. На все население, подлежащее эвакуации, составляются списки. Списки готовятся заблаговременно по месту жительства или организациям в зависимости от принципа организации эвакуации (территориального или территориально-производственного). В последнем случае не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих заносятся в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются в трех экземплярах: один остается на объекте народного хозяйства или ЖКО (ЖЭУ, ДУ); второй - с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется на СЭП, а после завершения населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза эвакуированного населения направляется в эвакуационную приемную комиссию к месту размещения.
Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуируемого населения.

2.3. Особенности эвакуации населения из зон
возможного химического заражения при авариях
с выбросом аварийно химически опасных веществ

2.3.1. В зависимости от масштабов и степени заражения местности эвакуация населения в случае запроектной аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) может носить, как правило, локальный или местный характер. Пороговое значение токсичных доз, определяющие необходимость, приведения эвакуации приведены в приложении № 2 (не приводится). Эвакуация в этом случае может быть общей или частичной, когда из опасного района удаляются, соответственно, либо все группы населения, либо наиболее чувствительные к действию вредных веществ категории.
2.3.2. Упреждающая эвакуация планируется в круговой зоне вокруг химически опасных предприятий. Ее радиус принимается равным глубине зоны возможного химического заражения, определяемой в зависимости от вида или объема используемого или хранимого на предприятии АХОВ. Как правило, упреждающая эвакуация планируется многовариантной по секторам в зависимости от метеорологических условий и особенностей расселения населения. Сектор - это участок зоны планирования эвакуации, подвергающейся химическому заражению при определенном направлении ветра. Радиус сектора определяется согласно методике. При этом общая упреждающая эвакуации предусматривается по каждому варианту в круговой зоне вокруг химически опасного предприятия и соответствующем секторе. Частичная упреждающая эвакуация может проводиться в двух соседних секторах на расстоянии до 5 км от источника опасности.
2.3.3. Общая упреждающая эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. В первом случае эвакуация населения осуществляется пешим порядком, а при наличии времени на организацию перевозок - также автотранспортом от мест проживания до районов временного размещения в безопасной зоне. При этом количества транспортных средств должно быть достаточно для вывоза всего эвакуированного населения в один рейс.
В случае значительного удаления районов временного размещения при выводе населения пешим порядком или отсутствии достаточного количества автотранспортных средств организуется эвакуация в два этапа. На первом - население выводится и вывозится наличным транспортом в несколько рейсов до СЭП, развертываемых на границе опасной зоны. На втором этапе население доставляется имеющимся транспортом до мест временного размещения.
2.3.4. Частичная упреждающая эвакуация проводится по территориальному принципу в один этап. Для осуществления эвакуационных перевозок используется наличный автотранспорт.
2.3.5. Экстренная эвакуация проводится вокруг химически опасных предприятий, а также в районах железнодорожных магистралей, используемых для перевозки АХОВ. В первом случае она планируется для круговой зоны вокруг источника опасности, радиус которой равен глубине возможного заражения местности. Во втором случае планирование осуществляется для полосы вдоль дороги, ширина которой равна глубине зоны возможного заражения для самого опасного из транспортируемых АХОВ при наибольшей интенсивности его перевозки.
2.3.6. Общая экстренная эвакуация также планируется, исходя из нескольких вариантов ее проведения, с учетом местных метеорологических условий и особенностей расселения населения.
2.3.7. Общая экстренная эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Условия для определения числа этапов аналогичны приведенным в п. 2.3.3. Выделяются ближняя и дальняя зоны экстренной эвакуации. В первой из них из-за малых значений времени подхода переднего фронта облака АХОВ отсутствует возможность организации автотранспортного обеспечения перевозок эвакуированного населения. В этом случае население выводится пешим порядком. При оповещении люди в угрожаемой зоне информируются о направлении движения (конечном пункте движения), а также по возможности о времени подхода облака АХОВ. При планировании эвакуационных мероприятий расстояния, которое могут преодолевать эвакуируемые до подхода облака оценивается исходя из худших метеорологических условий для данной местности. Внутри ближней зоны эвакуации может иметься место (район), население которого не успевает выйти в безопасную зону до прихода облака. В этом случае следует предусмотреть дополнительные меры защиты, в том числе укрытие в защитных сооружениях с 3-м режимом, применение средств индивидуальной защиты и т.п.
В дальней зоне общей экстренной эвакуации для вывоза населения от места жительства до СЭП (при двухэтапной эвакуации) или сразу до мест временного размещения (при одноэтапной эвакуации) предполагается использовать автомобильный транспорт. Для вывоза населения от СЭП до мест размещения при двухэтапном варианте проведения эвакуации возможно также использование железнодорожного транспорта. Удаление границы дальней зоны эвакуации от источника опасности определяется исходя из сопоставления времени, необходимого на организацию эвакуационных перевозок и вывоза эвакуированных, и времени подхода зараженного облака.
2.3.8. Для проведения частичной, экстренной эвакуации также необходимо предусмотреть несколько вариантов ее проведения в зависимости от местных метеорологических условий и особенностей расселения. Частичная эвакуация осуществляется в двух соседних секторах на расстоянии до границы ближней зоны экстренной эвакуации. Эвакуация проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется вывоз эвакуированного населения от места жительства до СЭП автомобильным транспортом, а далее до мест размещения самостоятельно или организованно различными видами транспорта.
2.3.9. Для вывоза населения из зоны экстренной эвакуации может быть использован как общественный, так и личный транспорт. В связи с использованием общественного транспорта до его водителей должна быть доведена информация об изменении маршрутов движения в случае реализации ЧС.
Дети младшего возраста (до 14 лет), нетранспортабельные больные и инвалиды должны эвакуироваться только автотранспортом. Для этого к детским учебным учреждениям, больницам, а также лицам, находящимся на излечении в домашних условиях, должны быть прикреплены автотранспортные средства, постоянно размещающиеся на территории данного района и имеющие высокую степень готовности к выезду (часть общественного транспорта, автомобили оперативных служб и т.д.).
2.3.10. Для временного размещения эвакуированных предусматривается использование прежде всего общественных зданий, а в летнее время - палаток. Время пребывания эвакуированного населения в этих местах довольно ограниченно и составляет, в зависимости от масштабов аварии и вида АХОВ, попавшего в окружающую среду, от нескольких часов до нескольких суток.

2.4. Особенности эвакуации населения из зон
возможного катастрофического затопления

2.4.1. Эвакуация населения из зон возможного катастрофического затопления может проводиться при угрозе возникновения прорыва плотины гидротехнического сооружения, при их прорыве в период добегания волны прорыва до населенного пункта, а также при необходимости по прекращению действия волны прорыва.
2.4.2. При угрозе возникновения прорыва плотины гидротехнического сооружения проводится упреждающая эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по удалению населения за границы опасных зон определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения опасности прорыва, который выдается на период от одних суток до трех суток.
2.4.3. При прорыве плотины гидротехнического сооружения проводится экстренная эвакуация населения. В этом случае население самостоятельно выходит за границы опасных зон. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания волны прорыва до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива и т.д.). Проведение экстренной эвакуации предполагает удаление населения из четырехчасовой зоны возможного добегания волны прорыва. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы.
2.4.4. В случае нарушения волной прорыва систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей человека, проводится безотлагательная эвакуация.
2.4.5. При упреждающей и экстренной эвакуации население удаляется с пути возможного продвижения волны прорыва (территории, которая может служить руслом водного потока и подвергнуться непосредственному воздействию волны прорыва). При этом масштабы эвакуационных мероприятий носят, как правило, локальный и в редких случаях местный характер.
При безотлагательной эвакуации население удаляется с территории, не испытавшей непосредственного воздействия поражающих факторов волны прорыва. В зависимости от масштаба последствий воздействия волны прорыва безотлагательная эвакуация может носить как локальный, так и местный характер.
2.4.6. Экстренная эвакуация проводится по территориальному принципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зон возможного катастрофического затопления. На первом этапе население самостоятельно по заранее установленным маршрутам выходит за границы этих зон. На втором этапе в случае разрушения волной прорыва покинутых населенных пунктов проводится сбор и перебазирование вышедших из них жителей к местам временного размещения.
2.4.7. Упреждающая эвакуация при угрозе катастрофического затопления обычно проводится в один этап по территориальному принципу с развертыванием СЭП или без (в зависимости от возможности автотранспортных организаций района и дорожной сети зоны возможного катастрофического затопления). При упреждающей эвакуации производится частичное удаление населения за пределы опасных зон. Эвакуации подлежат лечебно-оздоровительные, детские и дошкольные учреждения, учащиеся школ и ПТУ, проживающие на территории этих учреждений.
2.4.8. Безотлагательная эвакуация проводится по территориальному и производственному принципу транспортом в один этап. Эвакуации подлежит та часть населения, которая не привлекается к спасательным и другим неотложным работам и не заняты на жизненно важных объектах пострадавшего района. По производственному принципу эвакуируются рабочие, служащие, а также находящиеся на их иждивении члены их семей, студенты вузов, учащиеся техникумов и ПТУ; остальное население, подлежащее эвакуации, - по территориальному принципу.
2.4.9. Указание на проведение упреждающей эвакуации из районов возможного катастрофического затопления дается председателем КЧС и ПБ. Экстренная эвакуация населения из четырехчасовой зоны добегания волны прорыва объявляется путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение безотлагательной эвакуации принимается председателем КЧС и ПБ.
2.4.10. План эвакуации населения из зоны возможного катастрофического затопления должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эвакуации, каждый из которых должен содержать соответствующие разделы (см. п. 2.2.1).

III. Транспортное обеспечение эвакуации населения

3.1. Общие положения

3.1.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения из районов техногенных аварий и стихийных бедствий - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакуационных перевозок. Реализация данного комплекса мероприятий требует решения следующих задач:
поддержание в постоянной готовности транспортных органов сил и средств, привлекаемых к выполнению эвакуационных перевозок;
максимальное использование возможностей всех видов транспорта и транспортабельных средств для организации эвакуационных перевозок в сжатые сроки;
обеспечение устойчивости работы транспорта, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, участвующих в выполнении эвакуационных перевозок.
Эффективное решение этих задач достигается:
заблаговременным планированием эвакуационных перевозок и своевременной корректировкой планов;
постоянной готовностью администраций, КЧС и ПБ, органов управления ГОЧС, транспортных органов и транспортных предприятий, учреждений, населения, войсковых частей и формирований к осуществлению эвакуационных перевозок;
организацией управления, а также контролем за выполнением эвакуационных перевозок.
3.1.2. Важнейшей составной частью транспортного обеспечения является непосредственное проведение эвакуации (определение порядка использования транспортных средств).
Проведение эвакуации населения требует наличия транспортных средств, возможности их привлечения к осуществлению эвакуационных мероприятий (в том числе и транспорта, находящегося в личном использовании), максимального использования пропускной способности транспортных коммуникаций.
3.1.3. Эвакуация населения проводится, как правило, комбинированным способом, в два этапа, сначала на промежуточные пункты, расположенные в безопасных районах, а затем на конечные пункты эвакуации.
Использование транспортных средств при комбинированном способе эвакуации предусматривает два варианта проведения эвакуации:
первоначальное использование транспорта с последующим выводом пешим порядком на конечные пункты эвакуации к местам размещения;
вывод эвакуируемого населения пешим порядком из опасной зоны с последующей посадкой на транспортные средства и вывозом на конечные пункты к местам размещения;
комбинированный способ эвакуации предполагает организацию сети путей сообщения за границами опасных районов (ПЭП).
3.1.4. Работа городского транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные схемы его возможного использования: доставка эвакуированных от мест жительства к СЭП; их доставка от мест жительства до мест размещения.
Необходимым условием организации работы городского транспорта при эвакуации является уплотнение графиков движения транспортных средств,
перераспределение транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок, назначение дополнительных (запасных) маршрутов.
3.1.5. Эвакуация населения из районов радиоактивного заражения требует следующей организации работы транспорта:
осуществление перевозок эвакуируемого населения внутри загрязненной и незагрязненной зон различными транспортными средствами, находящимися в границах этих зон;
запрещение пересечения границ между загрязненной и незагрязненной зонами транспортными средствами;
вывоз эвакуируемых от границ зоны загрязнения к местам размещения осуществляется транспортом незагрязненной зоны только после прохождения эвакуируемыми санаторной обработки;
движение транспортных средств, используемых в границах зон, должно быть организовано челночным способом.
3.1.6. Эвакуация из районов химического заражения местности, а также из районов размещения аварийно химически опасных объектов осуществляется с учетом прогнозируемого направления движения облака. При этом перевозки осуществляются в направлении, перпендикулярном его движению, в один этап, челночным способом.
Транспортные средства, осуществляющие эвакуацию населения из районов предполагаемого маршрута движения облака, используются таким образом, чтобы организовать вывоз эвакуируемых до подхода облака. Для организации эвакуации населения составляются согласованные прогнозы перемещения облака и графики движения транспортных средств, которые постоянно корректируются с учетом реального хода процесса эвакуации.
3.1.7. Эвакуация населения из зон возможного катастрофического затопления осуществляется пешим порядком за пределы зон поражения и транспортом с СЭП, расположенных за пределами зон поражения, в непострадавшие районы.

3.2. Обеспечение эвакуационных перевозок
автомобильным транспортом

3.2.1. Основной задачей автомобильного транспорта по обеспечению эвакуационных перевозок является вывоз населения городов и сельских населенных пунктов, попадающего в зону ЧС, в районы временного и постоянного проживания или на пункты перегрузки на другие виды транспорта.
Эта задача решается всеми автотранспортными средствами предприятий автомобильного транспорта общего пользования, ведомственных предприятий, а также привлечением автотранспортных средств кооперативов, арендных и других организаций и личного транспорта граждан, проживающих или осуществляющих производственную деятельность в зоне эвакуации.
3.2.2. Эвакуация населения автомобильным транспортом может осуществляться двумя способами:
прямой перевозкой людей из зон опасности непосредственно в конечные пункты эвакуации;
поэтапной перевозкой людей с пересадкой их в ППЭ.
3.2.3. Планирование автотранспортного обеспечения эвакуации осуществляется с целью оптимального распределения усилий всех участвующих в процессе эвакуации транспортных средств, организованных действий автомобильного транспорта и своевременного вывоза населения из опасных районов.
3.2.4. Исходными данными для составления планирующих документов являются:
задание службе автомобильно-дорожного транспорта (далее - САДТ) на эвакуацию населения по возможным вариантам возникновения и развития аварий, катастроф, вероятных стихийных бедствий;
выписки из планов эвакуации и ее обеспечения, подготовленные органами управления ГОЧС и другими службами;
документы, определяющие порядок взаимодействия с эвакуируемыми объектами, местными органами управления и другими видами транспорта.
3.2.5. Планирование начинается с изучения директивных документов органа управления ГОЧС, которому подчиняется САДТ, задания на осуществление автотранспортных перевозок, уяснения полученной задачи, условий взаимодействия и всестороннего обеспечения.
3.2.6. В решении начальника САДТ должны быть отражены порядок действия сил службы при угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий или при внезапном их возникновении, направления (объекты), на которых должны быть сосредоточены основные силы САДТ, способы эвакуационных перевозок на основных направлениях и этапах эвакуации, распределение автотранспортных формирований по объектам эвакуации, очередность вывоза населения и материальных ценностей, пункты и порядок погрузки на автомобильный транспорт и выгрузки с него, порядок взаимодействия с другими видами транспорта, основы обеспечения и технического прикрытия дорог, состав пунктов управления, порядок их развертывания и меры по поддержанию устойчивого управления.
На основе принятого решения осуществляется разработка планов и проводятся необходимые расчеты, отрабатываются и согласовываются вопросы, требующие взаимной увязки с другими службами и местными комиссиями (КЧС и ПБ, эвакуационных комиссий).
3.2.7. План автотранспортного обеспечения со всеми необходимыми приложениями, календарный план и другие документы, определяющие порядок действий формирований САДТ и управления ими, разрабатываются штабом САДТ и утверждаются главой городского округа город Шарья. Начальник штаба САДТ несет ответственность за полноту и своевременность разрабатываемых документов, их качество и взаимная согласованность с другими службами и местными органами управления.
При необходимости планирующие документы должны своевременно уточняться и обновляться, их содержание должно быть конкретным, обеспечивающим эффективные действия службы и управление ее формированиями.
3.2.8. Календарный план основных мероприятий по приведению САДТ в готовность и осуществление эвакуации населения является основным документом оперативного управления процессом автотранспортного обеспечения эвакуации. Календарным планом определяется перечень основных мероприятий, которые излагаются в хронологической последовательности, определяются номенклатура и объем затрат материальных средств, количество привлекаемых сил и средств и сроки выполнения, ответственные за выполнение каждого мероприятия.
Календарным планом предусматривается выполнение конкретных мероприятий приведения САДТ в готовность и осуществление эвакуации по основным вариантам возможного развития событий при возникновении аварий и стихийных бедствий.
3.2.9. Основные планирующие документы САДТ дополняются пояснительными записками, схемами, расчетами, таблицами и другими поясняющими документами. К этим документам могут быть отнесены: план (расчет) использования автомобильных колонн, схема оповещения и сбора личного состава штаба САДТ, схема управления САДТ, расчет на обеспечение ГСМ автомобильного транспорта, используемого при эвакуации населения, план технического прикрытия (схема и пояснительная записка к ней), структура, количественный и персональный состав отделений, групп управления и штаба САДТ, график движения колонн (автосанитарных отрядов) и другие документы.
3.2.10. План дорожного обеспечения составляется как приложение к плану автотранспортного обеспечения или как самостоятельный документ, определяющий содержание и порядок выполнения мероприятий по подготовке маршрутов эвакуации специально назначенными для этого силами.
Планом дорожного обеспечения эвакуации населения предусматриваются объем, последовательность и порядок выполнения мероприятий по восстановлению и развитию дорожной сети, расчет потребностей в технических и материальных средствах, порядок управления и другие вопросы.
3.2.11. Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими и на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны (далее - АК), автосанитарные отряды (далее - АСО), группы частного транспорта и другие формирования.
3.2.12. При достаточно надежно организованном линейном (диспетчерском) управлении и техническом прикрытии эвакуация может осуществляться группами, звеньями и отдельными машинами, что в целом ускоряет процесс эвакуации, исключая необходимость ожидания погрузки на все машины АК и проведение других организационных мероприятий, связанных с обеспечением безопасности и надежности управления колонной в движении.
3.2.13. Автомобильные колонны и отряды формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и других отраслей народного хозяйства, а также автотранспортных средств кооперативов, арендных и других хозяйств.
3.2.14. Личный автотранспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного вхождения их владельцев в состав автотранспортных средств, участвующих в осуществлении эвакуационных мероприятий. Для этого он заблаговременно регистрируется, учитывается по регионам и населенным пунктам.
С владельцами автомобильного транспорта заключаются соглашения - обязательство на их участие в эвакуационных мероприятиях и материальное обеспечение этого участия, а также возмещение расходов при выполнении в этот период общественно значимых автотранспортных задач.
3.2.15. Организационно АК, АСО входят в состав САДТ городского округа город Шарья и Шарьинского муниципального района.
САДТ районов, области имеют в качестве основной задачи организационное объединение автотранспортных средств упомянутых административных образований в единую автотранспортную систему с целью их организованного массированного использования в условиях ЧС по единому замыслу и плану.
3.2.16. Для управления АК, АСО, организации взаимодействия их с другими видами транспорта и всестороннего обеспечения автотранспортных перевозок в период проведения широкомасштабных и массовых эвакуационных мероприятий создается управление САДТ.
3.2.17. САДТ возглавляется начальником службы. Оперативное руководство службой и ее формирование, обучение, проверка готовности и планирование применения сил и средств САДТ осуществляются ее штабом.
3.2.18. САДТ муниципальных районов и городских округов формируется на базе наиболее крупных и развитых автотранспортных предприятий (как правило, АТП общего пользования). АТП других форм собственности в соответствии с их численным составом, производственным профилем формируют АК и АСО, звенья и группы автомашин и содержат их в готовности к включению в состав САДТ установленным порядком. Ответственность за техническую готовность автотранспортных средств и их организационное оформление в автомобильные формирования согласно действующим расчетам несут руководители автохозяйств и других предприятий, организаций, в чьем распоряжении находятся автомобильные средства.
3.2.19. Формирование АК, АСО должно осуществляться с учетом сложившихся производственных структур (автоколонн, бригад, отрядов и т.п.), с тем чтобы достичь максимальной сплоченности и управляемости за самое короткое время. В составе АК, АСО целесообразно иметь средства одного класса и эксплуатационно-технических возможностей и требований (скорости, проходимости, защищенности от РВ и АХОВ вида и марки потребляемого топлива, формы и объема кузова и т.д.). Другие классы автомашин могут включаться в состав АК, АСО в качестве специальных вспомогательных и обслуживающих, дополняющих их транспортные возможности.
3.2.20. Автотранспортные формирования на период их работы по эвакуации населения из зон радиоактивного или химического заражения обеспечиваются средствами управления, а их личный состав - средствами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, средствами защиты и специальной обработки.
3.2.21. Законодательно состав, структура формирований САДТ, их численность и группировка, конкретные задачи службы и ее формирований, порядок действий, вопросы управления, взаимодействия и обеспечения отражаются в положении о САДТ области, а также города, городского и сельского района. Положение разрабатывается органом управления ГОЧС и САДТ соответствующего уровня и утверждаются губернатором области, главами органов местного самоуправления города или района, при котором создается служба.
3.2.22. Утвержденное Положение о САДТ является юридическим основанием для включения автотранспортных средств организаций и других владельцев автотранспорта в состав САДТ и постановки задач их руководителям на подготовку упомянутых автотранспортных средств для действий в составе формирований и поддержание их в готовности к решению задач, стоящих перед службой.
3.2.23. Подготовка автотранспортных формирований к выполнению своих задач и проверка их готовности осуществляются руководителями предприятий, имеющими автомобильный транспорт, начальниками САДТ и их штабами, другими органами управления ГОЧС. Она ведется целенаправленно, исходя из содержания предстоящих задач и ожидаемых условий их выполнения, планомерно и постоянно с учетом необходимости поддержания готовности формирований к проведению эвакуационных мероприятий в отводимые им сроки.
3.2.24. Организации - формирователи САДТ городских округов, муниципальных районов и организации поставщики автотранспорта в состав службы назначаются органами местного самоуправления. К САДТ приписываются автотранспортные средства и другая необходимая техника и имущество, не подлежащие поставке в ВС РФ, а также водители, освобожденные от призыва в армию. Автоколонны, назначенные для укомплектования воинских частей на военное время, могут привлекаться для эвакуации населения из опасных районов по согласованию с органами, осуществляющими управление мобилизацией.
Количество приписанных к службе водителей должно быть больше количества автотранспортных средств в 1,6-2 раза,
3.2.25. Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны. Автотранспортные колонны формируются органами ГАИ по месту регистрации автотранспортных средств. Органам местного самоуправления целесообразно предусмотреть меры материального и морального поощрения владельцев автотранспортных средств за участие в эвакуационных перевозках. Оперативное руководство этими формированиями возлагается на начальника соответствующей САДТ.
3.2.26. Сбор автотранспортных формирований предприятий по установленному сигналу или распоряжению. Основанием к сбору АК, АСО является решение КЧС и ПБ или других органов власти, полномочных на проведение эвакуационных мероприятий. Автотранспортные формирования по установленному сигналу (распоряжению) сосредоточиваются в назначенном месте в готовности к выполнению своих задач согласно действующим планам и заданиям. Все средства, предназначенные для обеспечения автономных действий автотранспортных формирований, поступают в их распоряжение согласно расчетам по материальному обеспечению и техническому прикрытию.
3.2.27. Прибывшие по установленным сигналам (распоряжениям) автотранспортные средства проходят техническую проверку, дооборудуются и экипируются необходимым имуществом. При необходимости уточняются организационные расчеты автотранспортных формирований. На неисправные и непригодные для выполнения предстоящих задач автотранспортные средства составляются рекламационные документы. Они направляются вместе с непригодными автотранспортными средствами на предприятия (в организацию) с требованием их замены в установленные сроки.
3.2.28. О готовности автотранспортного формирования его начальник докладывает начальнику САДТ муниципального образования. С поступлением доклада начальнику САДТ автотранспортное формирование считается готовым к выполнению своей задачи. При необходимости для действий на самостоятельном направлении при выполнении автотранспортных задач, требующих участия значительных сил, АК сводятся в группы колонн (бригады) под руководством создаваемого в этом случае органа управления группы (бригады).
3.2.29. Решение на привлечение автомобильного транспорта к эвакуации населения из зон заражения (загрязнения) принимает КЧС ПБ, а в ее отсутствие - глава муниципального образования. На основании принятого решения орган управления ГОЧС области или муниципального образования отдает распоряжения непосредственно руководителям предприятий и владельцам автотранспортных средств с одновременным уведомлением местных и отраслевых органов.
Руководители транспортных предприятий и другие владельцы автотранспортных средств, получившие распоряжение, организуют сосредоточение автотранспорта в организациях - формирователях АК (отрядов), их организационное оформление, необходимое техническое обслуживание и оборудование автотранспорта в организациях - формирователях АК (отрядов), их организованное оформление, необходимое техническое обслуживание и оборудование автотранспортных средств для предстоящих перевозок.
3.2.30. Штаб САДТ организует выдачу водителям предусмотренных средств индивидуальной и медицинской защиты, радиационной (химической) разведки и дозиметрического контроля, средств связи и управления.
3.2.31. На основе имеющихся радиосредств организуется радиосеть района, города, радионаправление связи с САДТ ГО области, а при необходимости, и радиосети (радионаправления) взаимодействия с другими видами транспорта, эвакуируемыми объектами и АК (группами АК), АСО, которым предстоит действовать на отдельных направлениях и решать особые автотранспортные задачи.
3.2.32. Штаб САДТ осуществляет контроль за приведением в готовность автотранспортных средств, их организационным оформлением, всесторонним обеспечением, организацией управления колоннами (отрядами) согласно действующим нормативам.
3.2.33. АК и АСО направляются на СЭП, пункты посадки (погрузки), в организации, подлежащие эвакуации, под руководством начальников колонн (отрядов), а в небольшие организации, населенные пункты - отдельными звеньями, группами машин.
3.2.34. Руководят посадкой населения органы местного самоуправления, отвечающие за его эвакуацию. Начальники автотранспортных колонн, звеньев, групп отвечают за соблюдение эксплуатационных норм и правил посадки людей и погрузки материальных средств, мер безопасности, условий защиты людей и грузов от химического или радиоактивного заражения при их вывозе из зон заражения (загрязнения) и зон химической (радиационной) опасности.
3.2.35. В случае необходимости вывоза населения из города АК прибывают в места погрузки, удобные для сосредоточения: на центральные площадки, к наиболее людным скверам, паркам, административным зданиям, основным промышленным предприятиям, железнодорожным вокзалам. Население прибывает к местам погрузки городским или личным транспортом, а из ближайших мест проживания - пешим порядком. Расчет на посадку людей и погрузку материальных ценностей, исходя из конкретно складывающейся обстановки на СЭП, осуществляют члены эвакуационной комиссии.
3.2.36. При эвакуации населения из зон радиоактивного заражения со сложившейся радиационной обстановкой посадка пассажиров и погрузка домашних вещей осуществляются непосредственно у подъездов домов.
3.2.37. Эвакуация населения в особых условиях (ночью, зимой, в туман, дождь, снегопад) осуществляется с учетом упомянутых условий.
Ночью организуется освещение мест посадки пассажиров, погрузки грузов, наиболее опасных участков маршрутов: мостов, перекрестков, узлов дорог и т.д. Движение осуществляется на пониженной скорости. Для управления колонной устанавливают световые сигналы. Регулирование движения осуществляется усиленным нарядом ГИБДД.
Зимой норма посадки пассажиров на автотранспорт может быть меньше номинальной, а перевозка пассажиров в открытом автотранспорте только в крайних случаях без детей, лиц престарелого возраста и больных.

IV. Перечень исходных данных для планирования эвакуации

1. Общие требования

1.1. Перечень химически и радиационно опасных объектов.
1.2. Прогнозные данные по радиационной и химической обстановке, которая может сложиться в результате аварии.
1.3. Перечень объектов экономики, размещенных в опасных районах.

2. Данные по численности и категории
населения, подлежащего эвакуации

2.1. Численность населения, подлежащего эвакуации.
2.2. Численность детей в возрасте от 7 до 14 лет.
2.3. Численность беременных женщин.
2.4. Численность больных, находящихся на амбулаторном лечении.
2.5. Численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях.
2.6. Численность персонала, медицинских учреждений.
2.7 Численность подлежащих эвакуации женщин старше 60 лет.
2.8 Численность подлежащих эвакуации мужчин старше 65 лет.
2.9. Численность невоенизированных формирований.

3. Данные по состоянию дорожной сети

3.1. Количество выходных автомагистралей из опасных районов и число полос движения.
3.2. Количество выходных железнодорожных магистралей и число путей на них.
3.3. Пропускная способность автомобильных дорог на выходах из опасных районов.
3.4. Пропускная способность железнодорожных линий, выделяемых в распоряжение ГО.
3.5. Наличие соединительных дорог между авто- и железнодорожными магистралями радиального направления, выходящими из опасных районов.
3.6. Обеспеченность населенных пунктов безопасных районов подъездными автомобильными и железными дорогами.
3.7. Обеспеченность автомобильными дорогами с усовершенствованным покрытием.
3.8. Наличие и протяженность внутренних водных судоходных путей.
3.9. Наличие запасных переправ через водные преграды.
3.10. Запас средств для технического обслуживания и ремонта автомобильных и железных дорог.

4. Данные по состоянию транспорта

4.1. Наличие автотранспортных средств и структура автотранспортного парка, количество посадочных мест.
4.2. Подвижный железнодорожный состав, выделяемый в распоряжение ГО, в том числе локомотивный парк (тепловозы, электровозы, пассажирские электропоезда, паровозы из резерва МПС) и вагонный парк (пассажирские вагоны и грузовые).
4.3. Плавсредства (по видам, классам и типам), выделяемые в распоряжение ГО, количество посадочных мест.
4.4. Авиационные средства (по типам самолетов и вертолетов), выделяемые в распоряжение ГО, количество посадочных мест.
4.5. Техническая готовность автотранспортного парка.
4.6. Техническая готовность железнодорожного подвижного состава, выделяемого в распоряжение ГО.
4.7. Техническая готовность плавсредств, выделяемых для эвакуационных перевозок.
4.8. Обеспеченность водителями автомобилей.
4.9 Обеспеченность локомотивными бригадами.
4.10. Укомплектование командами плавсредств, выделяемых в распоряжение ГО.
4.11. Наличие материалов для оборудования грузовых транспортных средств к перевозкам эвакуируемого населения.
4.12. Наличие материалов, необходимых для переоборудования транспортных средств с целью повышения их защитных свойств при перевозках населения по загрязненной (зараженной) местности.
4.13. Обеспеченность транспортных средств ГСМ.
4.14. Оборудование пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оснащение их необходимыми транспортными средствами.
4.15. Наличие вблизи опасных районов, а также размещения резервных взлетно-посадочных полос и вертолетных площадок.

5. Данные по состояние службы охраны
общественного порядка (СООП)

5.1. Укомплектование СООП личным составом.
5.2. Обеспеченность СООП ГО материально-техническими средствами (средствами связи, громкоговорителями, автотранспортом, средствами индивидуальной защиты).

6. Данные по состоянию медицинского обеспечения эвакуации

6.1. Укомплектованность медицинских формирований персоналом.
6.2. Обеспеченность медицинских формирований материальными средствами, в том числе медицинским имуществом, транспортом, приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты.
6.3. Обеспеченность эвакуируемого населения средствами медицинской защиты.
6.4. Наличие необходимых запасов имущества и инвентаря для оборудования медицинских учреждений, развернутых в безопасных районах.
6.5. Укомплектованность медицинских учреждений, развертываемых в безопасных районах, медицинскими работниками.

7. Данные по состоянию эвакуационных органов

7.1. Укомплектованность эвакуационных органов личным составом.
7.2. Пропускная способность СЭП, ППЭ, ПЭП, пунктов посадки и высадки.
7.3. Обеспеченность эвакуационных органов средствами связи.
7.4. Наличие отапливаемых помещений на СЭП, ППЭ, ПЭП.
7.5. Наличие убежищ и ПРУ на СЭП, ППЭ, ПЭП.
7.6. Региональные и градостроительные особенности, влияющие на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий.

V. Перечень аварийно опасных АХОВ и значение токсичных доз

№ п/п
Наименование АХОВ
Токсические дозы, мг мин./п
пороговые
смертельные
1
2
3
4
1.
Акролеин
0,2
-
2.
Аммиак
15
100
3.
Ацетонитрил
21,6
-
4.
Ацетонциангидрид
1,9
-
5.
Водород мышьяковистый (арсин)
0,7
7
6.
Водород фтористый
4
7.5
7.
Водород цианистый (синильная кислота)
0,2
1,5
8.
Диметиламин
1,2
-
9.
Кислота бромистоводородная
0.1
-
10.
Водород хлористый
2
200
11.
Метиламин
1,2
-
12.
Метил бромистый
1.2
-
13.
Метил хлористый
10.8
-
14.
Метилмеркаптан
1,7
-
15.
Метилакрилат
24
-
16.
Нитрилактриловая кислота (акрилонитрил)
0,75
7
17.
Окислы азота
1,5
7,8
18.
Окись этилена
2,2
-
19.
Сернистый ангидрид
1,8
70
20.
Сероводород
16,1
30
21.
Сероуглерод
1,5
900
22.
Соляная кислота (концентрированная)
2
200
23.
Триметиламин
6
-
24.
Формальдегид
0,6
-
25.
Фосген
0,6
6
26.
Фтор
0,2
-
27.
Фосфор треххлористый
3
30
28.
Хлорокись фосфора
0.08
-
29.
Хлор
0.6
6
30.
Хлорпикрин
0.02
20
31.
Хлорциан
0.75
4
32.
Этиленимин
4.8
48
33.
Этиленсульфид
0.1
-
34.
Этилмеркаптан
2.2
-


------------------------------------------------------------------