Решение Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2013 по делу N А31-2391/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2012 г. N 12/469 "О единых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области на 2013 год" в части отсутствия одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии для третьей тарифной группы>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. по делу № А31-2391/2013

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Беляевой Татьяны Юрьевны, судей Паниной Светланы Леонидовны, Сизова Александра Вениаминовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Еленой Андреевной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БКЛМ-Актив", г. Кострома к департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
о признании недействующим постановления от 26.12.2012 г. № 12/469 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области на 2013 год" в части отсутствия одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии для третьей тарифной группы,
третьи лица: Открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" г. Кострома; Федеральная служба по тарифам России, г. Москва; Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва) в лице филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - Костромаэнерго (г. Кострома);
при участии в заседании:
от заявителя - Куратова Н.Ю. по доверенности от 29.04.2013 г.;
от ответчика - Груздева А.А. по доверенности от 17.09.2013 г. № Д/РЦТ - 2988; Басов М.С. по доверенности от 22.06.2013 г. № Д/РЦТ-1968;
от третьих лиц:
от ОАО "КСК" - Рытова О.В. по доверенности от 01.01.2013 г. № 07/77;
от Федеральной службы по тарифам России - не явился;
от ОАО "МРСК-Центра" - не явился

установил:

общество с ограниченной ответственностью "БКЛМ-Актив" (далее - Общество, ООО "БКЛМ-Актив") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент) о признании недействующим постановления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2012 г. № 12/469 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2013 год", в части установления тарифов для второй (тарифная группа "Прочие потребители", за исключением потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии) и третьей ("Прочие потребители", энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии) тарифных групп, как не соответствующее абзацам 11, 15 пункта 81 Основ ценообразования, абзацу 3 пункта 49 Методических указаний, пункту 97 ОП ФРР ЭЭ, а также поскольку законодательство РФ не предусматривает дифференциации (выделения) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, то есть как не соответствующее абзацу 1 пункта 49 и пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приложение к Приказу ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2).
По мнению заявителя, отсутствие в обжалуемом постановлении одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии для третьей тарифной группы, к которым он себя относит, нарушает действующее законодательство в области тарифообразования и лишает его как потребителя права на выбор варианта тарифа (одноставочный или двухставочный) и ценовой категории (с первой по шестую). С отсутствием и невозможностью применения одноставочного тарифа общество связывает реальное увеличение расходов по оплате стоимости потребленной электроэнергии, о чем, по его мнению, свидетельствуют счета-фактуры ОАО "Костромская сбытовая компания" за май 2012 г. (последний месяц, когда действовал одноставочный тариф) и июнь 2012 года (первый месяц, после введения двухставочного тарифа), ежемесячно в размере превышающем 1 млн. рублей (т. 1 л.д. 40, 41), а также иные счета-фактуры за 2013 год (т. 1, л.д. 116-128).
При надлежащем извещении представитель заявителя в судебное заседание не явился.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по ходатайству сторон привлечены Открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (г. Кострома, далее - ОАО "КСК"), Федеральная служба по тарифам - ФСТ России (г. Москва), Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва) в лице филиала Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - Костромаэнерго (далее - ОАО "МРСК-Центра").
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области заявленные требования не признает, считает принятое им спорное постановление законным и обоснованным, изложив свои доводы в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
По мнению Департамента действующее законодательство в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяет потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии в обособленную группу с особым порядком оплаты услуг по передаче электрической энергии. В связи с чем, Общество на основании пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 должно оплачивать услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня. Исходя из смысла пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, ставка является составляющей исключительно двухставочного тарифа, поэтому Общество, как считает Департамент, должно оплачивать услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу.
Кроме того, пояснил Департамент, при установлении спорного тарифа он исполнял выданное в его адрес предписание Контрольно-ревизионного управления Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 02.05.2012 № 4-1620 "О выявленных нарушениях законодательства в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии".
ФСТ России своего представителя в суд не направило. Согласно письменным пояснениям по делу от 16.10.2013 № СН-10627/13 указывает, что законодательство в области государственного регулирования тарифов не предусматривает положений о дифференциации тарифа по передаче электрической энергии в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и иных потребителей.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в судебное заседание не явилось, направив отзыв на заявление, согласно которому требования заявителя считает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "БКЛМ-Актив" является потребителем электрической энергии, который присоединен к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии на основании договора энергоснабжения с ОАО "Костромская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) от 01.11.2009 года № 183/2807юр.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и установления границ эксплуатационной ответственности (приложение № 2 к договору) энергопринимающие устройства в нежилых помещениях Общества, расположенных по адресу: г. Кострома ул. Ерохова, д. 3 присоединены к сетям ОАО "МРСК-Центра" (сетевая организация) через энергетические установки Костромской ТЭЦ № 1 (структурное подразделение ОАО "ТГК-2").
До июля 2012 года расчет стоимости электрической энергии, потребляемой ООО "БКЛМ-Актив", ОАО "КСК" производило как потребителю первой ценовой категории, применяя одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии (на высоком напряжении), руководствуясь постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 30.12.2011 года № 11/507 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2012 год".
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством, на основании предписания ФСТ России от 02.05.2012 Департамент постановлением от 14.05.2012 года № 12/92 внес в постановление № 11/507 от 30.12.2011 изменения, согласно которыми для тарифной группы "Прочие потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии" установлен двухставочный тариф".
26.12.2012 департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области было принято постановление № 12/469 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2013 год" (далее - постановление № 12/469).
Текст постановления опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы", издаваемом на территории Костромской области, 18.01.2013 № 3.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Костромской области "О нормативных правовых актах Костромской области" от 11.01.2007 № 106-4-ЗКО официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Северная правда" или специализированном информационно-правовом бюллетене "СП - нормативные документы" (далее - официальные периодические печатные издания Костромской области).
Постановлением № 12/469 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2013 год с 01.01.2013 по 30.06.2013 согласно приложению № 1; с 01.07.2013 по 31.12.2013 согласно приложению № 2 без учета налога на добавленную стоимость.
Пунктом 2 постановления определено, что в состав установленных в приложениях № 1, 2 к настоящему постановлению тарифов включены расходы на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевых организаций, закрепленных в приложении № 3 к настоящему постановлению. Потребители, получающие электрическую энергию из сетей других организаций, оплачивают последним услуги по передаче электрической энергии по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3 установлено, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Согласно приложениям 1 и 2 тарифы установлены для трех тарифных групп:
1 - тарифная группа "Население и потребители, приравненные к населению";
2 - тарифная группа "Прочие потребители", за исключением потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии;
3 - тарифная группа "Прочие потребители", энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Для второй тарифной группы "Прочие потребители", за исключением потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии установлены одноставочный тариф с единицей измерения руб./МВт.ч и диапазонам напряжения BH, CH I, CH II, HH, и двухставочный тариф, состоящий из двух компонентов: ставки на содержание электрических сетей и ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, с единицей измерения руб./МВт.ч в мес. и диапазонам напряжения BH, CH I, CH II, HH.
Для третьей тарифной группы "Прочие потребители", энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии" установлен только двухставочный тариф с указанием двух компонентов: ставки за содержание электрических сетей с единицей измерения руб./МВт в мес. и диапазонам напряжения BH - 787893,705; CH I - 1222011,093; CH II - 1235491,008; HH - 1238344,294, где BH означает - высокое, CH I - среднее первое, CH II - среднее второе, HH - низкое уровни напряжения и ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях, в графе которой стоит прочерк.
При этом в примечании к приложениям 1, 2 указано, что в соответствии с пунктом 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Посчитав, что постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2012 г. № 12/469 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2013 год" нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО "БКЛМ-Актив" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке главы 23 АПК РФ. При этом заявитель не оспаривает экономическую обоснованность и размер тарифов, установленных для потребителей второй и третьей тарифных групп, а лишь считает неправомерным в части отсутствия одноставочного тарифа для такой категории потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. Поскольку ФСТ России в своих письменных пояснениях по делу от 16.10.2013 сделал вывод о том, что для таких потребителей законодательство в области государственного регулирования тарифов не предусматривает положений о дифференциации тарифа по передаче электрической энергии, то исключение в этом случае потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, в части установления тарифов для потребителей второй тарифной группы без включения в их состав потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, считает также неправомерным.
Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании дел об оспаривании нормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Основанием для признания нормативного акта недействующим являются в совокупности два условия: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу и нарушение прав заявителя и его законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденном постановлением администрации Костромской области № 313-а от 31.07.2012 г., департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).
На основании пунктов 2, 3 вышеназванного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, а также данным Положением. Департамент создан с целью реализации государственной политики в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В пункте 9 Постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление принято департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области в пределах предоставленных ему полномочий по установлению тарифов в электроэнергетике, закрепленных статьей 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", пунктами 1, 11 Положения о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 № 313-а.
Учитывая, что оспариваемым постановлением утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, без указания конкретных потребителей, он рассчитан на неоднократное применение, распространяется на неопределенный круг лиц и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг, данное постановление относится к числу нормативных правовых актов и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), в которых определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
В силу пункта 11 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. Регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии могут также устанавливаться с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).
В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии (пункт 5 Правил).
Пунктом 6 данных Правил определено, что потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно абзацу 10 пункта 81 Основ ценообразования (в действующей на тот период редакции) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, для категории потребителей, относящихся к населению, в расчете на 1 киловатт-час без дифференциации по уровням напряжения.
В соответствии с абзацем 11 пункта 81 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах:
двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, а начиная с 1 января 2013 г. к указанной ставке применяется понижающий коэффициент 0,9 в случае применения величины технологического расхода (потерь) электрической энергии исходя из прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта;
одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Одноставочная цена (тариф) определяется на основе ставок в соответствии с абзацем двенадцатым настоящего пункта и рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;
нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), предназначенные для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
В абзаце 1 пункта 49 Методических указаний определено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Абзац 3 пункта 49 Методических указаний гласит, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Таким образом, основы ценообразования и Методические указания предусматривают установление цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей одновременно в двух вариантах - одноставочной и двухставочной ценам (тарифам). При этом двухставочная цена (тариф) состоит из двух компонентов: ставки отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях. Тогда как одноставочная цена (тариф) определяется с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Пунктом 54 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации (собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, который ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов), с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 55 (абзац второй) Методических указаний для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган в частности, устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:
в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Данная норма права устанавливает особенность оплаты услуг по передаче электрической энергии, которая должна быть учтена регулирующим органом при установлении тарифа и содержит императивную норму, в соответствии с которой при наличии на территории субъекта Российской Федерации потребителей, имеющих опосредованное подключение к сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган должен был установить тарифы для соответствующей подгруппы потребителей, что и было сделано Департаментом в оспариваемом постановлении - "Прочие потребители", энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии" выделены в отдельную (третью) тарифную группу. Данные действия Департамента не противоречат пунктам 11, 81 Основ ценообразования и 27, 49, 55 Методических указаний.
Особенность оплаты услуг для указанных выше потребителей состоит в том, что они оплачивают услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей согласно пункту 81 Основ ценообразования является составляющей исключительно двухставочного тарифа, а не одноставочного. Поэтому иной потребитель, к числу которых относится Заявитель, опосредованно присоединенный к электрическим сетям через энергетические установки производителя электрической энергии оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей в составе двухставочного тарифа.
Норматив потерь, как указывает сетевая организация в своем отзыве, утвержден в отношении совокупности объектов электрических сетей, принадлежащих ОАО "МРСК-Центра" на территории Костромской области и не имеющих точек присоединения с энергопринимающими устройствами Заявителя.
Пунктом 81 Основ ценообразования также определено, что для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), а также до 31 декабря 2012 г. включительно гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями), действующие в интересах указанных потребителей, самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию (гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах указанных потребителей) в течение 1 месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Указанные лица вправе (в том числе в течение периода регулирования) выбрать двухставочную цену (тариф), если энергопринимающие устройства, в отношении которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток со дня, указанного в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) обязаны в течение 5 дней со дня получения соответствующего уведомления потребителя направить информацию о выбранном варианте тарифа в сетевую организацию, с которой заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах данного потребителя.
Гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) в расчетах за услуги по передаче электрической энергии, оказанные территориальными сетевыми организациями, начиная с 1 января 2013 г. применяют только цены (тарифы), выбранные обслуживаемыми ими потребителями в соответствии с настоящим пунктом.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - ОП ФРР ЭЭ), устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии. Пунктом 97 ОП ФРР ЭЭ положения предусмотрен порядок выбора потребителями электрической энергии ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии).
Таким образом, выбор тарифа, ценовой категории осуществляется потребителями электрической энергии после принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и введения их в действие.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанное постановление Департамента в части отсутствия одноставочного и установления только двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно абзацам 11, 15 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, абзацу 3 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 Методических указаний, пункту 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, обеспечивает для потребителя доступность электрической энергии.
При указанных обстоятельствах суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "БКЛМ-Актив" - отказать.
Признать постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26.12.2012 г. № 12/469 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Костромской области, на 2013 год", в части установления тарифов для второй (тарифная группа "Прочие потребители", за исключением потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии) и третьей ("Прочие потребители", энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии) тарифных групп, соответствующим абзацам 11, 15 пункта 81 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", абзацам 1, 3 пункта 49, пункту 27 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2, пункту 97 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании и приобщена к делу.

Председательствующий судья
Т.Ю.БЕЛЯЕВА

Судьи
С.Л.ПАНИНА
А.В.СИЗОВ


------------------------------------------------------------------