Решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2013 по делу N А31-2984/2013 <О признании недействующим пункта 1 постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26 декабря 2012 года N 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области для бытовых нужд, на 2013 ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу № А31-2984/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Зиновьева Андрея Викторовича
судей Семенова Алексея Ивановича
Мофы Виталия Дмитриевича рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Костромагазресурс"
к департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
о признании пункта 1 постановления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26 декабря 2012 года № 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области для бытовых нужд, на 2013 год (кроме газа для заправки автотранспортных средств)" не соответствующим статьям 8, 20, 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", пунктам 78, 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2, и недействующим полностью, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохлачевой Т.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Коротаева О.С., доверенность от 08.10.2013, Камалутдинов Н.Р., доверенность от 12.03.2013, Копьева С.Е., доверенность от 21.02.2013, от Департамента - Смирнова Э.С., доверенность от 21.05.2013, Чистякова О.Н., доверенность от 14.06.2013, Осипов П.Л., доверенность от 21.05.2013

установил:

ООО "Костромагазресурс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, о признании постановления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент) от 26 декабря 2012 года № 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области для бытовых нужд, на 2013 год (кроме газа для заправки автотранспортных средств)" незаконным.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования и просил признать пункт 1 вышеуказанного постановления не соответствующим статьям 8, 20, 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", пунктам 78, 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2, и недействующим полностью.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы и возражения, изложенные в заявлении, отзывах, дополнениях и пояснениях.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
27.12.2012 года принято постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26 декабря 2012 года № 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области, на 2013 год (кроме газа для заправки автотранспортных средств)".
Принятым постановлением по тарифам установлены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый Обществом населению на 2013 год.
Постановление о тарифах опубликовано в "СП - нормативные документы", № 3, 18.01.2013 г.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании пункта 1 постановления от 26 декабря 2012 года № 12/466 не соответствующим статьям 8, 20, 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", пунктам 78, 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2, и недействующим.
Заявитель считает, что постановление по тарифам принято в нарушение Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, без учета всех расходов Общества. По мнению заявителя, Департаментом закладывается недостаточная сумма на покрытие понесенных Обществом затрат (отсутствует обоснованная норма прибыли на капитал), цена на газ и размер субсидий применительно к определенным статьям расходов Общества установленные Департаментом не являются экономически обоснованными.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, приходит к следующим выводам.
Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26 декабря 2012 года принято постановление № 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области, на 2013 год (кроме газа для заправки автотранспортных средств)".
По мнению заявителя, данным постановлением по тарифам в нарушение Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 года № 129-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд" (далее - Методические указания), установлены розничные цены на 2013 год не учитывающие все расходы ООО "Костромагазресурс" (далее - Общество), исходя из планируемых на 2013 год объемов реализации сжиженного газа населению Костромской области для коммунальных нужд.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственная ценовая политика в области газоснабжения базируется на принципах создания благоприятных условий для поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения, удовлетворения платежеспособного спроса на газ.
Статьей 21 указанного закона предусмотрена возможность государственного регулирования цен на газ для конечных потребителей, при котором надлежит учитывать экономически обоснованные затраты и прибыль.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 (в редакции от 18.08.2011) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" определено, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 постановления администрации Костромской области от 31 июля 2012 года № 313-а "О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области", полномочие государственного регулирования розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) возложено на департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.
В силу предоставленных полномочий Департаментом было разработано и принято вышеуказанное постановление по тарифам.
Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 года № 129-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд".
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний, расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа;
б) обеспечения получения обоснованной прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности;
в) учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний при наличии стороннего субсидирования (в том числе бюджетного) каких-либо расходов субъекта регулирования на безвозмездной основе такие статьи расходов принимаются для расчета розничных цен за вычетом указанного субсидирования.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям:
а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя;
б) реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя;
в) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок;
г) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада).
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний розничные цены рассчитываются и устанавливаются в рублях за 1 кг сжиженного газа с учетом в цене налога на добавленную стоимость.
Принципы расчета розничных цен определены в Разделе IV Методических указаний.
По мнению заявителя, при распределении затрат на регулируемый и нерегулируемый виды деятельности Департаментом не выполнены требования ряда пунктов Методических указаний, в результате чего были занижены эксплуатационные расходы Общества по регулируемому виду деятельности на 2013 год на 21212 тыс. рублей.
Департамент, возражая против заявленных требований, указал на то, что им правомерно произведено распределение затрат Общества на регулируемый и нерегулируемый виды деятельности.
При этом в качестве обоснования своей позиции Департамент сослался на письмо заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 г. № ДК-П9-1327, в соответствии с которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено в пределах своей компетенции принять необходимые решения, обеспечивающие недопущение роста платы за коммунальные услуги в 2013 г. более чем на 12% с 1 июля 2013 г., а также с преобладанием в структуре совокупного платежа платы за услуги по электроснабжению и газоснабжению - 15% с 1 июля 2013 г.
В соответствии с вышеуказанным письмом и на основании постановления администрации Костромской области от 31.07.2012 г. № 313-а "О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области" Департамент установил на 2013 г. по муниципальным образованиям Костромской области предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 112% с 1 июля 2013 г. и (или) 115% - в случаях преобладания в структуре совокупного платежа за коммунальные услуги оплаты за услуги электроснабжения и газоснабжения, которые утверждены постановлением Департамента от 13.03.2013 г. № 13/31.
На основании вышеизложенного, Департамент установил розничные цены на сжиженный газ для бытовых нужд населения исходя из установленных цен на 2012 г., увеличив их на предельный индекс роста 115% с 1 июля 2013 г.
При этом (по мнению Департамента) при утверждении розничных цен на сжиженный газ на 2013 год сформированы экономически обоснованные эксплуатационные расходы необходимые для обеспечения устойчивого функционирования ООО "Костромагазресурс" и стабильных поставок сжиженного газа населению Костромской области, которые учтены в полном объеме в структуре розничной цены для населения, а затраты на покупку сжиженного газа учтены частично, при этом неучтенная часть затрат возмещается в виде субсидии из областного бюджета (согласно пункту 13 Методических указаний розничные цены могут устанавливаться с учетом бюджетного субсидирования), чтобы возместить газораспределительной (газоснабжающей) организации недополученный доход.
Из письменных пояснений, представленных в суд, и пояснений представителей Департамента в судебных заседаниях следует, что при формировании розничной цены на газ Департамент в розничных ценах учитывал весь объем эксплуатационных затрат и часть затрат на приобретение сжиженного газа в целях недопущения превышения предельный индекс роста.
Департамент указал, что им установлены максимально возможные розничные цены на сжиженный газ с предельным индексом роста платы граждан в размере 15% с 1 июля 2013 г. (выше предельного индекса Департамент не имеет права устанавливать цены на газ).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 6.3 постановления арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения тем нормативным правовым актам, которые указаны в заявлении.
Если нормативный правовой акт большей юридической силы, на соответствие которому проверяется оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельное положение, содержит требование экономической обоснованности оспариваемого акта либо иные требования к основаниям его принятия, арбитражный суд осуществляет проверку соответствия оспариваемого акта или его отдельных положений, в том числе, названным требованиям.
Из системного анализа вышеуказанных норм Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2 следует, что основным принципом при установлении розничных цен на газ является экономическая обоснованность данных цен.
Из материалов дела и позиции, озвученной ответчиком, следует, что пункт 1 принятого постановления не соответствует требованию экономической обоснованности.
При установлении розничной цены на газ Департамент руководствовался единственно недопущением роста платы за коммунальные услуги в 2013 г. сверх установленных Правительством индексов.
Между тем, в вышеуказанных нормативных актах, регулирующих порядок установления розничных цен на газ, заложен совсем иной принцип определения цены - принцип экономической обоснованности, и отсутствует какое-либо указание на то, что при определении цены необходимо в той, или иной мере учитывать установленные индексы предельного роста платы за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление (пункт 1) подлежит признанию недействующим.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 АПК РФ, суд

решил:

Пункт 1 постановления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 26 декабря 2012 года № 12/466 "О розничных ценах на сжиженный газ, реализуемый ООО "Костромагазресурс" населению Костромской области для бытовых нужд, на 2013 год (кроме газа для заправки автотранспортных средств)" не соответствующим Федеральному закону от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства", Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 № 129-э/2, и недействующим.
Взыскать с департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 82а, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Костромагазресурс", Костромская область, Костромской район, ул. Штеймана, д. 4, ИНН 4414008481, ОГРН 1024402232800, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Костромской области.

Председательствующий судья
А.В.ЗИНОВЬЕВ

Судьи
А.И.СЕМЕНОВ
В.Д.МОФА


------------------------------------------------------------------