Решение Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013 по делу N А31-10012/2013 <В удовлетворении требования о признании незаконным решения уполномоченного органа об отклонении заявки о потребности в иностранных работниках отказано, поскольку доказано, что имеется возможность удовлетворить потребность заявителя в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу № А31-10012/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шороховой С.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Шестанов А.Ю. - представитель по доверенности от 05.11.2013,
от ответчика: Брезгин В.М. - заместитель председателя комиссии,
от третьего лица: Брезгин В.М. - директор Департамента по труду и занятости населения Костромской области,
Бырдина Н.В. - представитель по доверенности от 06.11.2013 № 1,
Лямина И.Н. - представитель по доверенности от 06.11.2013 № 2,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зенитар", г. Кострома к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, г. Кострома о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области об отклонении заявки ООО "Зенитар" о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год, изложенное в подпункте "б" пункта 2 Протокола от 25.06.2013 № 11 заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, третье лицо - Департамент по труду и занятости населения Костромской области, г. Кострома,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Зенитар", г. Кострома обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, г. Кострома о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области об отклонении заявки ООО "Зенитар" о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год, изложенное в подпункте "б" пункта 2 Протокола от 25.06.2013 № 11 заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, третье лицо - Департамент по труду и занятости населения Костромской области, г. Кострома.
В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве на него.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Зенитар" 05.04.2013 обратилось в уполномоченный орган с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год.
В заявке общество указало следующие сведения:
- вид экономической деятельности (код по ОКВЭД) (графа 2) - 74.5 (Наем и подбор персонала);
- численность работников у заявителя по состоянию на 1 января 2013 года (графы 6-8) - 1 человек;
- дополнительная потребность в иностранных работниках (графы 9-11) - 60 человек, в том числе по профессиям: 50 чел. - подсобные рабочие, 5 чел. - животноводы, 5 чел. - трактористы;
- страна, из которой предусматривается привлечение иностранных работников, (графы 12-13) - Узбекистан;
- условия привлечения иностранных работников (графы 14-29):
срок, на который предполагается привлекать иностранных работников, (графа 14)-12 месяцев,
средний размер оплаты труда по соответствующей профессии на рабочих местах, на которые приглашаются иностранные работники, (графа 15): подсобный рабочий - 7200 руб., животновод - 7500 руб., тракторист - 7500 руб.,
предоставляемое жилье (графы 16-19) - другие виды предоставляемого жилья для 60 иностранных граждан,
оказание медицинской помощи (графы 20-21) предполагается в рамках добровольного медицинского страхования,
опыт работы иностранных работников (графы 22-25) - от 3 до 5 лет,
образование иностранных работников (графы 26-29) - начальное профессиональное;
- обращений в государственное учреждение службы занятости населения для подбора заявленных работников из числа состоящих на учете в органах службы занятости (графы 30-31) от заявителя не поступало;
- причины привлечения по указанным профессиям иностранных работников (графы 32-36) - отсутствие национальных кадров в других регионах Российской Федерации;
- обучение или повышение квалификации иностранных работников по заявленным профессиям (графа 37) - не планируется.
По итогам рассмотрения заявки ООО "Зенитар" межведомственной комиссией было принято решение об исключении ее из потребности региона в привлечении иностранной рабочей силы в связи с возможностью удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, что отражено в подпункте "б" пункта 2 протокола от 25.06.2013 № 11.
О принятом решении общество было извещено письмом Департамента по труду и занятости населения Костромской области от 08.07.2013 № 1006/01-1.
Не согласившись с указанным решением Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области ООО "Зенитар" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При обращении в суд заявитель указал, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, так как мотивировано, в том числе неуплатой налогов и задержкой в выплате заработной платы, что в рассматриваемом случае не является основанием для отказа в предоставлении квоты, поскольку в предыдущие периоды общество иностранную рабочую силу не привлекало и не могло совершить указанные правонарушения.
Ответчик требования не признал, третье лицо поддержало позицию ответчика. Их позиция по настоящему делу обосновывается следующими доводами.
Межведомственной комиссией установлено отсутствие у заявителя планируемых к замещению вакантных и создаваемых рабочих мест; отсутствие договорных отношений с предприятиями, которым оказывались бы услуги по подбору и найму иностранных работников, не обосновано количество заявленных иностранцев.
Кроме того, при принятии решения членами Межведомственной комиссии учитывалась информация УФМС России по Костромской области о предоставлении заявителем посреднических услуг по предоставлению иностранных работников в организации Костромской области, не имеющие квоту на привлечение иностранной рабочей силы; невыполнение гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 № 167 "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации", поскольку заявитель принимающей стороной не является; представление обществом в УФНС России по Костромской области нулевой отчетности или ее непредставление при исчерпании квоты; наличие у общества задолженности по обязательным платежам в бюджет.
При этом основанием отказа в удовлетворении заявки общества явилось наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (пункт 2 протокола от 25.06.2013 № 11 заседания Межведомственной комиссии).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, которые регулируют порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, под которыми понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
В соответствии с пунктом 15 Правил согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами. Состав межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Ежегодно, до 1 мая, в соответствии с пунктом 7 Правил работодатели представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.
В соответствии с пунктом 9 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение:
а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях;
б) территориальных органов Федеральной миграционной службы;
в) территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (государственные инспекции труда);
г) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников; возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации; ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников; оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Согласно пункту 16 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют на рассмотрение межведомственных комиссий:
а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;
б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;
в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы;
г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений;
д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что межведомственные комиссии рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
В соответствии с пунктом 18 Правил по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично, в том числе в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Костромской области от 09.11.2009 № 376-а "О создании межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области" создана Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области.
Постановлением губернатора Костромской области от 09.11.2009 № 257 "О межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области" утверждены положение о межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области и ее состав.
Отказывая в удовлетворении заявки ООО "Зенитар" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области учитывала сведения о количестве состоящих на учете в органах службы занятости Костромской области граждан (л.д. 54) по заявленным ООО "Зенитар" профессиям, согласно которым по состоянию на 25.06.2013 на учете состояло: подсобных рабочих - 335 человек (обществом заявлено 50 человек), животноводов - 5 человек (обществом заявлено 5 человек), трактористов - 56 человек (обществом заявлено 5 человек).
Таким образом, при рассмотрении заявки была установлена возможность удовлетворения потребности ООО "Зенитар" в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
Довод заявителя о том, что потребности общества в рабочей силе не могли быть удовлетворены за счет региональных трудовых ресурсов, так как совокупная потребность работодателей региона превышает количество состоящих на учете в органах службы занятости граждан по указанным выше профессиям, судом не принимается, поскольку ООО "Зенитар" с соответствующим заявлением в региональные учреждения службы занятости не обращалось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявка ООО "Зенитар" о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в количестве 60 человек на 2014 год была отклонена Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области на законных основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обществу с ограниченной ответственностью "Зенитар" (ОГРН 1114401002176, ИНН 4401125212), г. Кострома в удовлетворении требований о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, г. Кострома об отклонении заявки ООО "Зенитар" о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год, изложенное в подпункте "б" пункта 2 Протокола от 25.06.2013 № 11 заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
Т.Н.СМИРНОВА


------------------------------------------------------------------