Решение Арбитражного суда Костромской области от 04.02.2013 по делу N А31-10595/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.09.2012 N 12/192 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2013 г. по делу № А31-10595/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 4 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Стрельниковой О.А., судей Семенова А.И., Максименко Л.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт", г. Кострома (<...>)
к департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, г. Кострома
о признании недействующим постановления от 19.09.2012 г. № 12/192,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бакакина О.С., доверенность от 14.09.2012 г.;
от ответчика: Соколов М.В., доверенность от 21.08.2012 № Д/РЦТ-203, удостоверение № 02448 от 20.09.2012; Коновалова О.Н., доверенность от 24.12.2012 г. № Д/РЦТ-1721; Осипов П.Л., доверенность от 03.12.2012 г. № Д/РЦТ-1420;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная г. Кострома, ул. Юбилейная, 24) на 2012 год" № 12/192 от 19.09.2012 г. не соответствующим пункту 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, пункту 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, и недействующим.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области заявленные требования не признает.
Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон, считает установленными следующие обстоятельства.
5 июня 2012 г. ООО "КостромаТеплоРемонт" в соответствии со ст. 7 ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. и Постановлением Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" № 109 от 26.02.2004 г. обратилось в департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (в настоящее время - департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области) с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию для газовой котельной по адресу: г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 24 на периоды регулирования 2012, 2013 гг., представив в регулирующий орган для расчета тарифа документы и информацию.
15.08.2012 г. в регулирующий орган были направлены дополнительные документы № 67 от 14.08.2012 г.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области провел соответствующую экспертизу и выдал ООО "КостромаТеплоРемонт" экспертное заключение по экономической обоснованности тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная по адресу: г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 24) на 2012 г.
19 сентября 2012 г. департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области было издано постановление "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 24) на 2012 год" № 12/192.
Согласно названному постановлению для ООО "КостромаТеплоРемонт" был установлен тариф на тепловую энергию на 2012 г. Данное постановление было опубликовано в газете "Северная правда".
ООО "КостромаТеплоРемонт" считает постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная г. Кострома, ул. Юбилейная, 24) на 2012 год" № 12/192 от 19.09.2012 г. не соответствующим действующему законодательству, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности исходя из следующего.
ООО "КостромаТеплоРемонт" представило в регулирующий орган расчетные материалы, где в статью "прочие прямые расходы" была включена арендная плата по договору аренды от 22.03.2012 г. и договору аренды оборудования (технических средств) от 22.03.2012 г., заключенных нашей организацией с ООО "Костромской комбикормовый завод", в соответствии с которыми ООО "КостромаТеплоРемонт" приняло в аренду здание котельной по адресу: г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 24 и находящееся там оборудование.
В соответствии с условиями договора аренды от 22.03.2012 г. сумма арендной платы составляет 90000 рублей в месяц, в соответствии с договором аренды оборудования технических средств от 22.03.2012 г. сумма арендной платы составляет 60000 рублей в месяц.
ООО "КостромаТеплоРемонт" был проведен мониторинг размера арендной платы по заключаемым юридическими лицами договорам аренды недвижимого имущества в районе нахождения котельной. Результаты данного мониторинга с пояснениями по расчету арендной платы были направлены в регулирующий орган.
Заявитель указывает, что общая сумма месячной арендной платы по обоим договорам аренды не выходит за рамки рыночной цены.
Таким образом, ООО "КостромаТеплоРемонт" были представлены в регулирующий орган доказательства, подтверждающие расходы предприятия по договору аренды от 12.03.2012 г. в размере 270000 рублей в 4 квартале 2012 г. (1080000 рублей в год) и договору аренды оборудования (технических средств) от 22.03.2012 г. в размере 180000 рублей в 4 квартале 2012 г. (720000 рублей в год). Арендная плата по названным договорам аренды составила 1 800 000 рублей в год.
19.09.2012 г. на заседании правления департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области для установления тарифа на тепловую энергию ООО "КостромаТеплоРемонт" было принято за основу экспертное заключение по экономический обоснованности тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" котельная по адресу: г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 24 на 2012 г., согласно которому размер арендной платы по заключенным договорам аренды, заложенный в основу тарифа, был принят регулирующим органом в размере 152487,83 рублей в год.
Заявитель, ссылаясь на статьи 3, 7, 10, 15, 16, 18 Федерального закона "О теплоснабжении", указывает, что тарифы на тепловую энергию, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для энергоснабжающих организаций, должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом затрат этих организаций.
Пунктами 15, 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 г. № 109, установлено, что при регулировании тарифов может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого тариф рассчитывается на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку, как установлено пунктом 18 Основ ценообразования, включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19, подпунктом 5 пункта 29 Основ ценообразования в расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе расходы по оплате арендованного имущества.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Арендуемое ООО "КостромаТеплоРемонт" имущество (здание котельной и находящееся там оборудование) по договору аренды от 22.03.2012 г. и договору аренды оборудования (технических средств) от 22.03.2012 г. непосредственно участвует (используется) в производстве и реализации продукции по регулируемому виду деятельности.
Учитывая, что в необходимую валовую выручку, как установлено пунктом 18 Основ ценообразования, включаются именно планируемые на расчетный период регулирования расходы, заявитель считает необоснованным исключение регулирующим органом из состава валовой выручки при определении тарифа платежей за аренду имущества, непосредственно являющегося источником тепловой энергии.
Заявитель считает, что Департамент неправомерно не учел представленный им расчет, взяв за основу экспертное заключение.
ООО "КостромаТеплоРемонт" также считает необоснованным позицию регулирующего органа в том, что при утверждении тарифа размер арендной платы был принят в сумме амортизационных отчислений, налогов на имущество и землю, прибыли в размере 1%.
В соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, по используемым объектам основных средств, которые предоставлены организации за плату во временное владение и пользование, амортизация не начисляется.
Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Имущество, указанное в вышеуказанных созванных договорах аренды от 22.03.2012 г., получено ООО "КостромаТеплоРемонт" в аренду, поэтому на него налог на имущество организаций не начисляется.
ООО "КостромаТеплоРемонт" указывало, в том числе, что считает необходимым включить в тариф расходы предприятия по уплате арендной платы в полном размере в соответствии с договорами аренды здания котельной и оборудования.
В нарушение пункта 22 вышеназванных Правил департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, располагая документами, подтверждающими расходы ООО "КостромаТеплоРемонт" по договорам аренды, заключенным с ООО "Костромской комбикормовый завод", не указал в протоколе заседания правления от 19.09.2012 г., по каким основаниям предприятию отказано во включении в тариф на тепловую энергию расходов, которые оно несет в связи с договорами аренды имущества.
Заявитель считает, что необоснованное занижение регулирующим органом расходов по статье "арендная плата" привело к расчету экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию на 2012 год, что, в свою очередь, является нарушением принципов и сущности государственного регулирования тарифов, изложенных в ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, в связи с чем постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, спускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная г. Кострома, ул. Юбилейная, 24) на 2012 год" № 12/192 от 19.09.2012 г. нарушает права ООО "КостромаТеплоРемонт" в сфере предпринимательской деятельности, так как ведет к невосполнимому уменьшению доходной части средств, получаемых предприятием от своей деятельности.
Заявитель считает, что определяя экономическую обоснованность заявленных расходов, регулирующий орган должен исходить из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации, осуществляемой регулируемую деятельность, получить экономический эффект, учитывая, что экономическая обоснованность расходов связана, прежде всего, с их оправданностью, т.е. необходимостью их осуществления в целях реальной экономической деятельности, направленной на получение дохода.
В связи с вышеизложенным заявитель считает, что постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная Кострома, ул. Юбилейная, 24) на 2012 год" № 12/192 от 19.09.2012 г. не соответствует ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от 27.07.2010 г., Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы ООО "КостромаТеплоРемонт" на установление экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - департамент) заявленные требования не признает и поясняет следующее.
Заявитель обратился в департамент 05.06.2012 г. с заявлением об утверждении тарифа на тепловую энергию, производимую газовой котельной, расположенной по адресу: г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 24 на 2012 г.
В адрес департамента для расчета тарифа заявителем был представлен не полный пакет документов, поэтому ему был направлен запрос от 27.07.2012 г. № Д/ТЭК-3473.
Заявителю, в частности, предлагалось предоставить расчет размера арендной платы. На указанный запрос департаментом был получен ответ от 14 августа 2012 г. № 67, содержащий расчетные материалы только подтверждающие экономические расходы заявителя. Вместе с тем, заявителем не был представлен расчет арендной платы по договорам аренды оборудования (технических средств) от 22.03.2012 г., аренды здания котельной от 22.03.2012 г., которая по сведениям заявителя по двум договорам составила 1 800 000 руб. в год.
Оспариваемое постановление было принято департаментом по результатам проведенной 19.09.2012 г. экспертизы, в соответствии с пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила № 109), утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (Постановление Правительства № 109).
Пунктом 10 Правил № 109 предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган, в частности, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Основами ценообразования (Постановление Правительства № 109) в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически не обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7).
В связи с тем, что заявителем расчеты, обосновывающие арендную плату в адрес департамента представлены не были, основания для включения указанных затрат заявителя в оспариваемый тариф отсутствовали.
В целях учета затрат заявителя по договорам аренды оборудования (технических средств) от 22.03.2012 г., аренды здания котельной от 22.03.2012 г. на амортизацию имущества, которое является предметом указанных договоров и подлежит амортизации, а также затрат по выплате налога на имущество (землю), в тариф были включены указанные затраты в размере 152487,83 руб. год.
Указанная сумма, кроме того, включает 1% прибыли от стоимости предмета договоров.
Таким образом, департамент заложил в тариф затраты по аренде имущества, используемого для производства тепловой энергии на котельной, расположенной по адресу: г. Кострома, ул. Юбилейная, 24, исходя из фактической стоимости имущества, амортизации этого имущества, налоговых платежей и с учетом 1% прибыли.
Отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя или о незаконном возложении на заявителя каких-либо обязанностей, либо создающих препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, либо их недоказанность является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально (финансовые документы об увеличении затрат, иные расчетные документы, налоговые декларации и т.д.). Предоставленные заявителем договоры аренды сами по себе не доказывают возникновения расходов на его стороне, а значит нарушение его прав действием оспариваемого постановления.
В соответствии с положениями статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенным условием договора аренды объекта недвижимости является его цена.
В связи с тем, что договором аренды оборудования (технических средств) от 22 марта 2012 года, пунктом 4.1 определена сумма арендной платы в размере 60000 руб. но не определен период, за который эта плата взимается арендодателем, указанный договор является не заключенным в связи с тем, что существенное условие договора аренды - цена, осталась не согласованной сторонами.
Кроме того, согласно справке департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области процент роста тарифа на тепловую энергию с учетом арендной платы составил 209%, с учетом расчета департамента - 180% (том 2, лист дела 1), хотя постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 13 декабря 2011 г. № 11/444 установлены на 2012 год по муниципальным образованиям Костромской области предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг при неизменных наборе и объемах оказываемых услуг в размере:
1) 112 процентов, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 настоящего постановления;
2) 115 процентов - в случаях преобладания в структуре совокупного платежа за коммунальные услуги оплаты за услуги газоснабжения.
Департамент считает оспариваемое постановление принятым в соответствии с действующим законодательством.
Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании дел об оспаривании нормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
Основанием для признания нормативного акта недействующим являются в совокупности два условия: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу и нарушение прав заявителя и его законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденном постановлением администрации Костромской области № 313-а от 31.07.2012 г., департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).
На основании пунктов 2, 3 вышеназванного Положения департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, а также данным Положением. Департамент создан с целью реализации государственной политики в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В пункте 9 Постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая, что оспариваемым постановлением утверждены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую обществом, без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг, данное постановление относится к числу нормативных правовых актов и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифами, подлежащими регулированию являются тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с действующим в вышеуказанной области законодательством осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в том числе принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, а также экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
В силу пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых тарифов должно осуществляться регулирующими органами в соответствии с вышеуказанными целями и принципами государственного регулирования.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства (пункт 16 Основ ценообразования). Порядок расчета и установления указанных экономически обоснованных затрат определяются подзаконными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и являются обязательными для исполнения соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку, как установлено пунктом 18 Основ ценообразования, включаются планируемые на расчетный период. регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Как следует из материалов дела, при установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной при определении тарифа на 2012 год, был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) не означает, что все затраты организации, осуществляющей регулируемую деятельность, должны быть приняты регулирующим органом при установлении тарифов.
Согласно пункту 5 статьи 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включается плата за аренду имущества.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
Поскольку нормативы по данной статье расходов не установлены, Обществом в департамент не были представлены расчеты арендной платы, соответственно при установлении тарифа комиссией обоснованно применена экспертная оценка.
Исследовав материалы тарифного дела, регулирующий орган нашел экономически необоснованными и неподтвержденными необходимыми документами заявленные обществом расходы на производство и передачу тепловой энергии.
Из анализа экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляемых регулируемую деятельность, указанного в экспертном заключении, (том 1, лист дела 20) следует, что объем необходимой прибыли определен в размере 6% налога на доходы при упрощенной системе налогообложения, с учетом фактических доходов по оплате услуг и льгот по налогу при своевременном перечислении отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования.
Использование регулирующим органом при определении расходов методики, позволяющей принять арендную плату в указанном размере, не нарушает вышеуказанные принципы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и не противоречит Основам ценообразования.
Аналогичная методика применяется при расчете ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, и позволяет определить арендную плату исходя из фактической стоимости имущества, амортизации этого имущества и налоговых платежей.
Не соглашаясь с заключением экспертизы, общество не представило в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказательства, свидетельствующие о неправильности выводов экспертной оценки и поэтому не может быть признан состоятельным довод общества о необходимости принятия арендной платы в размерах, заявленных обществом вместо экспертной оценки.
Кроме того, материалами дела установлено, что представленное в регулирующий орган предложение по тарифу на тепловую энергию значительно превышает максимальную величину роста тарифов (209% против 115%), установленных на 2012 г. постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 13 декабря 2011 г. № 11/444.
Превышение максимальной величины роста тарифов не направлено на соблюдение принципов, установленных Основ ценообразования, что противоречит государственным интересам.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных данной статьей.
При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным вывод департамента о превышении максимальной величины роста тарифов.
Суд полагает, что постановление принято в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечивает баланс экономических интересов поставщика и доступность тепловой энергии для потребителя.
Кроме того, в силу статьи 10 Основ ценообразования общество не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и убытки для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.
Довод заявителя о нарушении департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области требования пункта 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 не может быть принят судом, поскольку в протоколе указан принцип расчета арендной платы, имеется ссылка на проведенную экспертизу, а кроме того не может являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку заявитель располагал информацией о причине принятия тарифов в указанном размере и воспользовался правом на судебное обжалование по данному основанию.
Таким образом, постановление принято в пределах полномочий департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской органа в области государственного регулирования тарифов и не противоречит положениям Основ ценообразования.
При указанных обстоятельствах суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.09.2012 г. № 12/192 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КостромаТеплоРемонт" (котельная г. Кострома, ул. Юбилейная, 24) на 2012 год" соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт", г. Кострома (<...>), - отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
О.А.СТРЕЛЬНИКОВА

Судьи
Л.А.МАКСИМЕНКО
А.И.СЕМЕНОВ


-----------------------------------------------------------------------------