Приказ Департамента здравоохранения Костромской области от 11.03.2013 N 109 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году"



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 11 марта 2013 г. № 109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЯХ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ,
ПРОХОДЯЩИХ ПО ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, В 2013 ГОДУ"

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1143 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2541-р "Распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях", в целях сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и снижения тяжести медико-санитарных последствий у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году".
2. Отделам финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и контроля обеспечить финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году" в пределах лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
3. Главному врачу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Костромы" (Нечаев Е.В.) ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в отдел анализа, прогнозирования и реализации программ развития здравоохранения согласованные с отделом организации медицинской помощи и профилактической работы департамента здравоохранения сведения о достижении значений показателей ведомственной целевой программы "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора департамента здравоохранения области Д.В.Сурикова.
5. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

Директор департамента
здравоохранения
Костромской области
А.В.КНЯЗЕВ





Утверждена
приказом
департамента
здравоохранения
Костромской области
от 11 марта 2013 года № 109

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ, ПРОХОДЯЩИХ
ПО ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, В 2013 ГОДУ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование субъекта бюджетного Департамент здравоохранения
планирования - исполнительного Костромской области
органа государственной власти
области

Наименование Программы "Совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях на
федеральных автомобильных дорогах,
проходящих по территории Костромской
области, в 2013 году" (далее -
Программа)

Основание для разработки Постановление Правительства
Программы Российской Федерации от 26 декабря
2011 г. № 1143 "О порядке
предоставления и распределения
субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской
Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, связанных с
реализацией мероприятий, направленных
на совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях".
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2012 г. №
2541-р "Распределение субсидий,
предоставляемых в 2013 году из
федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на
софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации, связанных с реализацией
мероприятий, направленных на
совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях"

Дата, номер приказа субъекта Приказ департамента здравоохранения
бюджетного планирования - Костромской области от 11.03.2013 №
исполнительного органа 109
государственной власти области
об утверждении Программы

Цели и задачи Программы Цели Программы:
- сокращение количества лиц, погибших
в результате дорожно-транспортных
происшествий;
- снижение тяжести медико-санитарных
последствий у пострадавших в дорожно-
транспортных происшествиях.
Задачи:
- обеспечение своевременности и
повышение эффективности оказания
медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях на
всех этапах;
- оснащение медицинских учреждений
Костромской области, оказывающих
медицинскую помощь пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях,
медицинским оборудованием и
санитарным автотранспортом

Целевые индикаторы и показатели - смертность от транспортных травм
всех видов, количество случаев на 100
тыс. человек населения;
- снижение смертности от дорожно-
транспортных происшествий, в % (по
сравнению с 2012 годом);
- смертность пострадавших в дорожно-
транспортных происшествиях на
догоспитальном этапе, в % от всех
пострадавших

Наименование программных - совершенствование материально-
мероприятий технической базы медицинских
учреждений области, оказывающих
медицинскую помощь пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
- подготовка и переподготовка
специалистов медицинских учреждений
области, оказывающих медицинскую
помощь пострадавшим в дорожно-
транспортных происшествиях;
- разработка и организация этапной
системы оказания медицинской помощи
пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях в медицинских
учреждениях области;
- мониторинг динамики дорожно-
транспортного травматизма и
реализации мероприятий Программы

Сроки реализации Программы 2013 год

Объемы и источники Общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составляет 199 713,6 тыс. руб., в том
числе за счет средств:
- федерального бюджета - 189 727,9
тыс. руб.
- областного бюджета - 9 985,7 тыс.
руб.

Ожидаемые конечные результаты - снижение смертности от транспортных
реализации Программы травм всех видов к концу 2014 года до
12,4 количества случаев на 100 тыс.
человек населения;
- снижение смертности от дорожно-
транспортных происшествий к концу
2014 года на 10,1% по сравнению с
2012 годом;
- снижение смертности пострадавших в
дорожно-транспортных происшествиях на
догоспитальном этапе к концу 2014
года до 4,7% от всех пострадавших


Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЕ
КОТОРОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ВКЛЮЧАЯ АНАЛИЗ ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последние годы приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В России ежегодно происходит свыше 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибают более 35 тыс. человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Экономический ущерб при этом превышает 370 млрд. рублей в год.
Сохраняющийся высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий предъявляет повышенные требования к организации медицинской помощи пострадавшим, прежде всего - на месте ДТП, а также на этапах эвакуации и оказания медицинской помощи. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации доля лиц, погибших до прибытия в медицинские учреждения, составляет 55% от общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий. Это связано с тем, что в ряде случаев первая помощь пострадавшим на месте происшествия оказывается участниками дорожного движения или работниками ГИБДД, медицинская подготовка которых недостаточна.
По данным государственной инспекции безопасности дорожного движения, управления внутренних дел по Костромской области в 2012 году на территории области произошло 873 дорожно-транспортных происшествия с наличием пострадавших, в которых погибло 80 человек, получили повреждения 1142 человека, из них 7,0% - со смертельным исходом.
Медицинская помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях преимущественно оказывается в хирургических, травматологических и нейрохирургических отделениях стационаров. Необходимо улучшение их оснащения медицинским оборудованием, включая рентгенологические комплексы, наркозно-дыхательную аппаратуру для длительной искусственной вентиляции легких, оснащение станции и отделений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом. Оснащение высокотехнологичным оборудованием нейрохирургических и травматологических отделений позволит обеспечить более точную диагностику и квалифицированное оказание экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, улучшить исходы лечения.
Требует совершенствования система этапного оказания медицинской помощи пострадавшим за счет сокращения времени прибытия медицинских работников на место дорожно-транспортного происшествия, улучшения организации работы межрайонных отделений, способных обеспечить медицинскую помощь, в том числе при нейро- и политравме.
Высокая смертность пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях до доставки в медицинские организации подтверждает необходимость совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств и сотрудников ГИБДД по оказанию первой помощи, высокой организации оказания скорой и специализированной медицинской помощи, оснащения учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести медико-санитарных последствий у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:
- обеспечение своевременности и повышение эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на всех этапах;
- оснащение учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом.
Сроки реализации Программы - 2013 год.

Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Общий объем средств на реализацию Программы "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году" составляет 199 713,6 тыс. руб., в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 189 727,9 тыс. руб.;
- областного бюджета - 9 985,7 тыс. руб.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" работы будут выполняться на конкурсной основе. Порядок расчетов за выполненные работы, поставленные материалы и оборудование будет определяться контрактами и договорами на выполнение работ, заключаемыми в установленном действующим законодательством порядке.

Глава 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВКЛЮЧАЯ СОСТАВ МЕРОПРИЯТИЙ, ИНФОРМАЦИЮ О НЕОБХОДИМЫХ
РЕСУРСАХ И СРОКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году:
- совершенствование материально-технической базы медицинских учреждений области, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, включающее в себя оснащение ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы", ОГБУЗ "Волгореченская городская больница" медицинским оборудованием в соответствии с порядками оказания помощи пациентам с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком; обеспечение санитарным транспортом класса В и С ОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Костромы" и ОГБУЗ "Волгореченская городская больница" в целях создания трасологических бригад для круглосуточного оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий; подготовка помещений для установки медицинского оборудования в медицинских учреждениях, оказывающих специализированную помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, включающая в себя проведение ремонтных работ операционного блока травматологического центра и подготовку помещения для установки компьютерного томографа в ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы";
- подготовка и переподготовка специалистов медицинских учреждений области, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, включающая в себя подготовку и переподготовку по специальностям: хирургия, травматология, рентгенология, трансфузиология;
- разработка и организация этапной системы оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в медицинских учреждениях области;
- мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма и реализации мероприятий Программы.

Перечень мероприятий Программы
по источникам финансирования

(тыс. руб.)

№ Название Ответственный Источник Годы
мероприятий исполнитель финансирования
2013 Всего

1. Совершенствование Федеральный бюджет 189 727,9 189 727,9
материально-
технической базы Областной бюджет 9 635,7 9 635,7
медицинских
учреждений
области,
оказывающих
медицинскую
помощь
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях

1.1. Обеспечение ОГБУЗ "Станция Федеральный бюджет 15 500,0 15 500,0
санитарным скорой
транспортом медицинской
класса В и С помощи г.
медицинских Костромы",
учреждений ОГБУЗ
области для "Волгореченская
создания городская
трасологических больница"
бригад для
круглосуточного
оказания
медицинской
помощи лицам,
пострадавшим в
результате
дорожно-
транспортных
происшествий

1.2. Оснащение ОГБУЗ Федеральный бюджет 174 227,9 174 227,9
медицинских "Городская
учреждений больница г.
области, Костромы",
оказывающих ОГБУЗ
специализированную "Волгореченская
медицинскую городская
помощь больница"
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях,
оборудованием в
соответствии с
порядками
оказания помощи
пациентам с
сочетанными,
множественными и
изолированными
травмами,
сопровождающимися
шоком

1.3. Подготовка ОГБУЗ Областной бюджет 9 635,7 9 635,7
помещений "Городская
для установки больница г.
медицинского Костромы"
оборудования в
медицинских
учреждениях,
оказывающих
специализированную
помощь
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях

2. Подготовка и ОГБУЗ Областной бюджет 350,0 350,0
переподготовка "Городская
специалистов больница
медицинских г. Костромы",
учреждений ОГБУЗ "Станция
области, скорой
оказывающих медицинской
медицинскую помощи г.
помощь Костромы",
пострадавшим в ОГБУЗ
дорожно- "Волгореченская
транспортных городская
происшествиях больница"

3. Разработка и ОГБУЗ Без дополнительного - -
организация "Областной финансирования
этапной системы центр медицины
оказания катастроф"
медицинской
помощи
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях в
медицинских
учреждениях
области

4. Мониторинг ОГБУЗ Без дополнительного - -
динамики дорожно- "Городская финансирования
транспортного больница г.
травматизма и Костромы"
реализации
мероприятий
Программы

Всего 199 713,6 199 713,6

в том числе Федеральный бюджет 189 727,9 189 727,9

Областной бюджет 9 985,7 9 985,7


Распределение средств по основным статьям
расходов мероприятий Программы

тыс. рублей

№ Наименование Код операций Всего в том числе:
п/п мероприятий сектора
государственного 2013 год
управления
(КОСГУ)

1. Обеспечение 31010 15 500,0 15 500,0
санитарным
транспортом класса
В и С медицинских
учреждений области
для создания
трасологических
бригад для
круглосуточного
оказания
медицинской помощи
лицам,
пострадавшим в
результате
дорожно-
транспортных
происшествий

2. Оснащение 31010 174 227,9 174 227,9
медицинских
учреждений
области,
оказывающих
специализированную
медицинскую помощь
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях,
оборудованием в
соответствии с
порядками оказания
помощи пациентам с
сочетанными,
множественными и
изолированными
травмами,
сопровождающимися
шоком

3. Подготовка 22500 9 635,7 9 635,7
помещений для
установки
медицинского
оборудования в
медицинских
учреждениях,
оказывающих
специализированную
помощь
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях

4. Подготовка и 22600 350,0 350,0
переподготовка
специалистов
медицинских
учреждений
области,
оказывающих
медицинскую помощь
пострадавшим в
дорожно-
транспортных
происшествиях

Итого 199 713,6 199 713,6


Глава 5. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПО ГОДАМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,
СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация ведомственной целевой программы "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах, проходящих по территории Костромской области, в 2013 году" позволит сократить количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, снизить тяжесть медико-санитарных последствий у пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Динамика целевых индикаторов ведомственной
целевой Программы


Целевой индикатор Единица измерения Годы

2012 2013 2014
(базовый)

Смертность от количество 13,8 13,0 12,4
транспортных травм случаев на 100
всех видов тыс. человек
населения

Снижение смертности от в % - 5,8 10,1
дорожно-транспортных (по сравнению
происшествий с 2012 годом)

Смертность в % от всех 4,9 4,8 4,7
пострадавших в пострадавших
дорожно-транспортных
происшествиях на
догоспитальном этапе


Глава 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается на основании следующих программных показателей, которых планируется достичь в условиях прогрессирующей автомобилизации населения района и увеличения количества участников дорожного движения:
- снижение смертности от транспортных травм всех видов до 12,4 количества случаев на 100 тыс. человек населения;
- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,1% по сравнению с 2012 годом;
- снижение смертности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе до 4,7% от всех пострадавших.

Глава 7. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации Программы оценивается на основе степени достижения целей и решения задач Программы путем сопоставления достигнутых значений целевых индикаторов Программы с запланированными значениями целевых индикаторов по формулам:

Сд = Ип / Иф x 100%,

для целевых индикаторов, желаемой тенденцией развития которых является снижение;

Сд = Иф / Ип x 100%,

для целевых индикаторов, желаемой тенденцией развития которых является рост,
где:
Сд - степень достижения целевого индикатора,
Иф - фактическое значение целевого индикатора,
Ип - плановое значение целевого индикатора.
Общая оценка эффективности Программы оценивается по среднему значению выполнения показателей Программы.

Глава 8. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Ответственность за реализацию Программы и представление ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - департамент здравоохранения Костромской области.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения Костромской области, который:
- определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации Программы;
- проводит согласование объемов финансирования на финансовый год и на весь период реализации Программы;
- обеспечивает контроль реализации Программы, включающий контроль за целевым использованием денежных средств;
- осуществляет сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет информацию о реализации Программы в департамент экономического развития Костромской области не позднее 15 февраля 2014 года;
- осуществляет корректировку мероприятий Программы по согласованию с департаментом экономического развития Костромской области и департаментом финансов Костромской области в соответствии с постановлением администрации области от 21.11.2011 № 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области".
Одним из необходимых условий для эффективности реализации мероприятий в рамках программных мероприятий является достаточное финансирование выполнения программных мероприятий.
Реализация данной ведомственной целевой Программы может развиваться по двум направлениям в зависимости от развития экономической и финансовой ситуации:
1. Реализация данной Программы в предложенных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей.
При этом варианте решение целей и задачи Программы, достижение целевых индикаторов будет достигнуто.
При использовании данного варианта могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, недостаточным учетом мониторинговых исследований хода реализации Программы, что может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий и объемов их финансирования.
Нейтрализовать данные риски предполагается путем контроля над ходом реализации Программы субъектом бюджетного планирования (департамент здравоохранения Костромской области) и планированием объемов финансирования программных мероприятий в тесной привязке к реальной ситуации.
2. Реализация данной Программы в уменьшенном объеме финансирования.
Сокращение финансирования Программы приведет к невозможности реализации части программных мероприятий.
К рискам, указанным в первом варианте, добавятся следующие: уменьшенный объем финансирования будет направлен лишь на реализацию наиболее приоритетных мероприятий, что не позволит получить устойчивый и положительный эффект, на который рассчитана Программа.
При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.


-----------------------------------------------------------------------------