Решение Арбитражного суда Костромской области от 17.05.2013 по делу N А31-331/2013 <Требование о признании незаконным решения администрации муниципального образования об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка удовлетворено, поскольку установлено, что заявитель является главой крестьянского хозяйства, зарегистрированного надлежащим образом, и имеет право на получение спорного участка в особом порядке>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. по делу № А31-331/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17 мая 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Разгуляева Галина Михайловна, при ведении протокола секретарем Болотовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску предпринимателя Сурового Николая Михайловича, с. Сущево Костромской области Костромского района (ОГРН 304443727200016, ИНН 440110114230)
к заинтересованному лицу: администрации Костромского муниципального района, г. Кострома
третьи лица: Тощаков Сергей Николаевич, г. Кострома
о признании решения № 2701 от 25.10.2012 об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка незаконным
при участии:
от заявителя: Суровой Н.М. - на основании паспорта
от заинтересованного лица: Смирнова Е.Н. - зам. председателя Комитета, доверенность № 54 от 13.11.2012
от третьих лиц:- Тощаков С.Н., на основании водительского удостоверения

установил:

Предприниматель Суровой Николай Михайлович, с. Сущево Костромской области Костромского района обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Костромского муниципального района, г. Кострома о признании решения № 2701 от 25.10.2012 об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка незаконным.
Заявитель пояснил, что с 2002 года арендовал земельный участок, на котором организовал крестьянское (фермерское) хозяйство и осуществлял сельскохозяйственную деятельность, по истечении срока действия договора администрация Костромского муниципального района отказала в заключении договора на новый срок, отказ заявителем обжалован в арбитражный суд, судом в удовлетворении заявления отказано, договор аренды суд признал незаключенным; заявитель вновь обратился с администрации Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, после чего администрация Костромского муниципального района сообщила о поступлении двух заявок на предоставление земельного участка и об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Заявитель считает данное решение Администрации Костромского муниципального района незаконным и нарушающим права заявителя, в течение 10 лет использующего земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. Заявитель указал, что действия администрации Костромского муниципального района и изъятие у него участка фактически приведут к прекращению деятельности действующего крестьянского (фермерского) хозяйства.
По мнению заявителя, заявление второго претендента на право аренды земельного участка не отвечает требованиям Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Администрация Костромского муниципального района (далее - Администрация) требования заявителя не признает, поскольку кроме заявителя, с аналогичным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства обратился предприниматель Тощаков С.Н.
Администрация полагает, что поскольку на право заключения договора аренды претендуют два равных субъекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Предприниматель Тощаков Сергей Николаевич не усматривает оснований для признания решения Администрации незаконным, указав, что обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в связи с намерением организовать крестьянское (фермерское) хозяйство.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
Постановлением Главы местного самоуправления Костромского района от 07.02.2002 № 35 решено изъять у колхоза "12 Октябрь" земельный участок площадью 2,8 га (пашни 2,2 га, сенокоса 0,6 га) и передать Суровому Николаю Михайловичу в аренду сроком на 10 лет для организации фермерского хозяйства по выращиванию овощей.
Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления Суровому Н.М. надлежало обеспечить финансирование работ по установлению границ участка в натуре и зарегистрировать право аренды в Костромском областном регистрационном центре.
Между Администрацией Костромского района (арендодатель) и предпринимателем Суровым Н.М. (арендатор) 14.02.2002 подписан договор аренды земли № 7, согласно которому арендодатель на основании постановления № 35 от 07.02.2002 передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 2,8 га (2,2 га пашни, 0,6 га сенокоса); целевое назначение земельного участка: для организации фермерского хозяйства, сроком на 10 лет.
Кроме того, между администрацией Костромского района (арендодатель) и предпринимателем Суровым Н.М. (арендатор) 13.06.2002 подписан договор аренды земли № 11, согласно которому арендодатель передает арендатору в аренду на основании постановления Главы местного самоуправления № 154 от 13.06.2002 земельный участок общей площадью 0,2303 га, занятый сенокосом, сроком на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-8094/2010 по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сурового Николая Михайловича к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании действий неправомерными установлены следующие обстоятельства:
Индивидуальный предприниматель (Глава фермерского хозяйства) Суровой Николай Михайлович 19.03.2010 и 12.07.2011 обратился в администрацию Костромского района с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка площадью 30303,03 кв. м по договорам аренды от 14.02.2002 № 7, от 11.06.2002 № 11, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, село Саметь, урочище Давыдово. Земли являются землями сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленными заявителю для организации крестьянского/фермерского хозяйства.
По результатам рассмотрения заявлений администрация Костромского муниципального района письмами от 29.07.2010 № 2583/01-15, от 15.08.2011 № 1593/01-20 сообщила Суровому Николаю Михайловичу о рассмотрении на заседании районной комиссии по земельным вопросам при администрации Костромского муниципального района вопроса о предоставлении земельного участка в собственность и направлении ему выписки из протокола заседания комиссии.
В соответствии с решением районной комиссии по земельным вопросам при администрации Костромского муниципального района от 22.07.2010 Главе фермерского хозяйства Суровому Николаю Михайловичу отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:142001:1, площадью 30303,03 кв. м, расположенного в 2,2 км на запад с. Саметь Шунгенского сельского поселения, так как испрашиваемый земельный участок не надлежаще использовался в течение 3 лет. В связи с обнаружением на земельном участке объектов недвижимости, Суровому Н.М. рекомендовано предоставить в комитет имущественных и земельных отношений правоустанавливающие документы на объекты недвижимости.
Письмом от 30.09.2011 № 3330 администрация Костромского муниципального района "О предоставлении в собственность земельного участка" отказала Суровому Николаю Михайловичу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 44:07:14 20 01:0001, площадью 30303 кв. м, поскольку вышеназванный земельный участок частично занимает береговую полосу водного объекта Горьковского водохранилища и не может быть передан в частную собственность.
8 июля 2010 г. при обследовании администрацией Костромского муниципального района Костромской области испрашиваемого земельного участка выявлено, что участок залужен и местами имеет поросль небольших березок, в 7 метрах от уреза воды Костромского водохранилища возведен жилой дом и хозяйственные строения.
В решении от 02.03.2012 по делу № А31-8094/2012 суд делает вывод о том, что земельный участок с кадастровым 44:07:14 20 01:0001 частично занимает береговую полосу водного объекта Горьковского водохранилища и не может быть передан в частную собственность, в связи с чем отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области о предоставлении в собственность земельного участка является правомерным, в удовлетворении заявления Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Суровому Н.М. отказано.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.09.2012 по делу № А31-4252/2012 по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сурового Н.М. к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка и обязании заключить договор на новый срок, установлены следующие обстоятельства:
Земельные участки, в отношении которых сторонами подписаны договоры аренды, были сформированы в один участок, в апреле 2002 года были установлены границы участка на местности. 01.08.2002 (согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.08.2012) участок площадью 30303,03 кв. м был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 44:07:14 20 01: 0001.
Договоры аренды земли № 7 от 14.02.2002 и № 11 от 13.06.2002 были зарегистрированы 1 октября 2002 года за одним номером, № регистрации 44-01.07-44.2002-615, в качестве объекта указан один земельный участок кадастровый номер 44:07:14 20 01:0001 площадью 30303,03 кв. м.
16.01.2012 Суровой Н.М. обратился в администрацию Костромского муниципального района с уведомлением о продлении договоров аренды земли № 7 от 14.02.2002, № 11 от 13.06.2002, в котором указал, что он уведомляет Администрацию в о своем намерении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 44:07:14 20 01:0001 площадью 30303,03 кв. м, расположенного по адресу: 2,2 км на запад от с. Саметь Шунгенского сельского поселения, сроком на 10 лет для ведения фермерского хозяйства.
13 февраля 2012 года на уведомление был направлен ответ администрации Костромского муниципального района (исх. № 431 от 13.02.2012), в котором заявителю было отказано в заключении договора аренды земельного участка на новый срок. В качестве причины отказа администрация Костромского муниципального района Костромской области указала на ненадлежащее исполнение заявителем обязанностей арендатора. В частности, в ответе было указано, что 8 июля 2010 года при обследовании арендуемого Суровым Н.М. земельного участка было выявлено, что участок залужен и местами имеет поросль небольших березок, в 7 метрах от уреза воды Костромского водохранилища возведен жилой дом и хозяйственные строения. Администрация Костромского муниципального района посчитала нахождение на участке жилого дома нецелевым использованием земельного участка.
В письме от 23.04.2012 исх. № 1122/01-25 администрации Костромского муниципального района Костромской области повторно отказала Суровому Н.М. в заключении договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на новый срок и указала на необходимость надлежащего возврата земельного участка, ссылаясь на нормы п. 1 ст. 610, ст. 621, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04.09.2012 по делу № А31-4252/2012 также установлено, что сторонами подписаны два договора аренды земли № 7 от 14.02.2002 и № 11 от 13.06.2002, при этом предоставленные Суровому Н.М. земельные участки не были сформированы, их границы не были описаны и не удостоверены в установленном законом порядке, данные земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет до настоящего времени.
Понятие земельного участка как объекта земельных отношений содержится в пункте 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент подписания договоров аренды), согласно которому земельным участком признается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке; в представленных суду договорах аренды земли в нарушение статей 432, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации не согласован предмет договора, что является основанием для признания данных договоров аренды незаключенными.
Из решения арбитражного суда по вышеназванному делу следует, что Суровой Н.И. представил в суд кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 44:07:14 20 01:0001 площадью 30303,03 кв. м, расположенного по адресу: 2,2 км на запад от с. Саметь Шунгенского сельского поселения, и ссылается на то, что это именно тот участок, который находился у него в аренде, суду пояснил, что обратившись с заявлением от 16.01.2012 он желал, чтобы Администрация продлила с ним договоры аренды земли от 14.02.2002 и 13.06.2002; учитывая то, что договоры аренды земли признаны судом незаключенными, суд сделал вывод о том, что ответ администрации Костромского муниципального района от 13.02.2012 на уведомление Сурового Н.М. о продлении договоров аренды земли от 16.01.2012 не нарушает законных прав и интересов заявителя, преимущественного права на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на которое ссылается заявитель, у него не возникло.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Суровой Н.М. 08.10.2012 на основании ст. 33, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 11, 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закона Костромской области "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам, на территории Костромской области" обратился в Администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду на 20 лет (но не менее чем на 10 лет) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 44:07:142001:0001, общей площадью 30303,03 кв. м, находящегося к западу (примерно 2,2 км) от с. Саметь Шунгенского сельского поселения, Костромского района, Костромской области, для его использования в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
К заявлению приложены копия паспорта Сурового Н.М., копия свидетельства о государственной регистрации (ОГРНИП), копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП о КФК, копии ранее заключенных договоров аренды земельных участков.
Письмом от 25.10.2012 № 2701 администрация Костромского муниципального района Костромской области уведомила Сурового Н.М. о том, что в связи с тем, что на земельный участок площадью 30303,03 кв. м, расположенный в 2,2 км западнее с. Саметь Шунгенского сельского поселения поступило два заявления, согласно решению районной комиссии по земельным вопросам от 18.10.2012 испрашиваемый земельный участок будет сформирован для организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Администрация также указала, что после проведения мероприятий по формированию данного участка, в газете "Волжская новь" и на официальном сайте администрации будет опубликовано объявление о проведении торгов, для участия в торгах необходимо в соответствии с условиями, указанными в объявлении, подать заявление установленного образца.
Из материалов дела следует, что 03.10.2012 в Администрацию обратился Тощаков Сергей Николаевич с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 4407142001:0001 площадью 30,03 тыс. кв. м, расположенного в 2,2 км к западу от села Саметь Шунгенского сельского поселения, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Представитель Администрации пояснил, что после обращения с вышеуказанным заявлением Тощаковым С.Н. представления выписка из ЕГРИП, согласно которой Тощаков С.Н. является индивидуальным предпринимателем, выращивание сельскохозяйственной продукции включено в виды деятельности предпринимателя.
Заявитель ссылается на то, что на земельном участке с 2002 года осуществляет ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, получил спорный земельный участок из числа неудобий, не представляющих ценностей для колхоза, в течение срока действия договора вкладывал деньги в создание плодородного слоя земли, за свой счет повышал плодородие земельного участка, проводил работы по укреплению береговой полосы, с целью эксплуатации хозяйства провел линию электропередачи протяженностью 2,5 км, повысив тем самым ценность земельного участка.
Заявитель указал, что нарушения в оформлении ранее заключенного договора аренды допущены по вине Администрации, т.к. арендодатель передал в аренду ненадлежаще оформленный объект.
По мнению заявителя, выставляя участок на аукцион, Администрация нарушает его права и законные интересы, а передача права аренды другому лицу приведет к прекращению деятельности действующего крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заявитель просит признать решение администрации Костромского муниципального района Костромской области от 25.10.2012 № 2701 о формировании земельного участка площадью 30303,03 кв. м, расположенного в 2,2 км западнее с. Саметь Шунгенского сельского поселения, для организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, незаконным и обязать Администрацию Костромского муниципального района Костромской области заключить с Главой крестьянского фермерского хозяйства Суровым Н.М. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 44:07:14 20 01:0001 площадью 30303,03 кв. м, расположенного по адресу: 2,2 км на запада от с. Саметь Шунгенского сельского поселения, на срок 10 лет.
Суд считает обоснованными требования заявителя о признании оспариваемого решения незаконным, в силу ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 201 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу приведенной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков (пункт 1 статьи 12).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 данной нормы (обеспечившему за свой счет выполнение в отношении участка предусмотренных Законом № 221-ФЗ работ и постановку участка на государственный кадастровый учет), и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 рассматриваемой статьи решения (пункт 5 статьи 12).
Таким образом, Закон о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (фермеров), Законом о крестьянском хозяйстве не урегулирован. В подобной ситуации подлежат применению положения статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
По смыслу приведенных норм при конкуренции двух или более заявлений глав крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю, поэтому такой участок должен предоставляться по результатам торгов в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона № 101-ФЗ.
В настоящем случае с заявлениями о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения обратились Глава крестьянского (фермерского) хозяйства и предприниматель, заявивший о намерении создать крестьянское (фермерское) хозяйство.
По мнению Администрации, заявители являются равными субъектами, правомочными претендовать на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из смысла данной нормы, а также иных положений законодательства следует, что правоспособность индивидуальных предпринимателей является неограниченной: они могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.10.2003 № 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Федеральная налоговая служба в письмах от 29.12.2006 № 09-1-02/6437 и от 16.02.2007 № ЧД-6-09/121@ разъяснила, что в целях получения сельскохозяйственными товаропроизводителями - индивидуальными предпринимателями статуса крестьянского (фермерского) хозяйства указанные лица должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и документы для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Обратившись с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Суровой Н.М. представил сведения о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, приложил договоры аренды земельного участка в подтверждение пользования испрашиваемым земельным участком, а также указал срок аренды земельного участка.
В нарушение требований статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предприниматель Тощаков С.Н. в заявлении на предоставление в аренду земельного участка не указал срок аренды земельного участка, не представил каких-либо сведений и документов, подтверждающих намерение создать крестьянское (фермерское) хозяйство.
Проанализировав вышеуказанные законоположения, суд пришел к выводу о том, что право на получение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности возникает с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом именно статус заявителя предопределяет, в порядке какого закона (общего либо специального) рассматривается обращение о выделении земельного участка.
По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).
В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке и проведение торгов в настоящем случае не требуется.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 № ВАС-17192/12 по делу № А32-9641/2011.
При данных обстоятельствах решение Администрации о формировании земельного участка для организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка является противоречащим вышеназванным нормам земельного законодательства.
Решение Администрации от 25.10.2012 № 2701 нарушает права заявителя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства, намеренного продолжить осуществление деятельности хозяйства на земельном участке, находящемся в его владении и пользовании в течение 10 лет, и заключить договор аренды земельного участка.
Таким образом, заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сурового Н.М. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или частично.
Возлагая на Администрацию обязанность по совершению действий по заключению договора аренды с Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Суровым Н.М., суд не усматривает оснований для определения условий договора в части срока аренды, т.к. установление срока аренды не относится к последствиям признания судом незаконным решения Администрации, данный вопрос подлежит урегулированию сторонами при заключении договора аренды.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем расходы по оплате государственной пошлины относятся на администрацию Костромского муниципального района Костромской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 169-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Признать решение администрации Костромского муниципального района Костромской области, г. Кострома от 25.102012 № 2701 о формировании земельного участка площадью 30303,03 кв. м, расположенного в 2,2 км западнее с. Саметь Шунгенского сельского поселения Костромского района Костромской области, для организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, незаконным, как противоречащее земельному законодательству.
2. Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области, г. Кострома совершить действия по заключению договора аренды с Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Суровым Николаем Михайловичем, с. Сущево Костромской области Костромского района.
3. Взыскать с администрации Костромского муниципального района Костромской области, г. Кострома в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сурового Николая Михайловича, с. Сущево Костромской области Костромского района 200 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
4. Исполнительные листы выдать по вступлении решения в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
Г.М.РАЗГУЛЯЕВА


------------------------------------------------------------------