Решение Арбитражного суда Костромской области от 27.05.2013 по делу N А31-3302/2013 <В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения доказано>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № А31-3302/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шороховой С.В.
с участием представителей сторон:
от заявителя: Беляева Г.Ю. - представитель по дов. от 09.01.2013,
от ответчика: Гордеева И.В. - представитель по дов. от 16.03.2013,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилстрой", г. Кострома к Государственной жилищной инспекции Костромской области, г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 № 10-10-13,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилстрой", г. Кострома обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.03.2013 № 10-10-13 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве на него.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции по Костромской области от 17.09.2012 № 1120 инспекцией проводится контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.
В соответствии с пунктами 3-4 Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.04.2012 № 162, контроль осуществляется в форме систематического наблюдения и анализа информации в отношении факта раскрытия информации, источника опубликования информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты ее раскрытия.
По результатам проведенных мероприятий были выявлены нарушения обществом требований Стандарта.
Так, на сайте www.uk-jilstroy.ru содержатся сведения о деятельности ООО "УК Жилстрой", подлежащие раскрытию в соответствии со Стандартом, однако отсутствуют: 1) сведения о площади помещений в многоквартирных домах по каждому дому, находящемуся в управлении ООО "УК Жилстрой" (нарушены требования подпункта "д" пункта 8 Стандарта; 2) электронные образцы (копии) документов об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год, отображающих, в том числе подпись руководителя общества и печать организации (нарушены требования пункта 9 (2) Стандарта); 3) сведения о выполнении обязательство по договорам управления за 2011-2012 годы (нарушены требования пункта 9 (2) Стандарта; 4) сведения о случаях привлечения ООО "УК Жилстрой" в 2012 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (нарушены требования пункта 12 Стандарта); 5) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы на 2013 год (нарушены требования подпункта "е" пункта 3 Стандарта).
На официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, www.reformagkh.ru содержатся сведения о деятельности ООО "УК Жилстрой", однако отсутствуют: 1) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации) (нарушены требования подпункта "б" пункта 8 Стандарта); 2) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб (нарушены требования подпункта "г" пункта 8 Стандарта); 3) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (нарушены требования подпункта "е" пункта 8 Стандарта); 4) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (нарушены требования подпункта "ж" пункта 8 Стандарта); 5) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива (нарушены требования подпункта "б" пункта 3 Стандарта); 6) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (нарушены требования подпункта "в" пункта 3 Стандарта); 7) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (нарушены требования подпункта "г" пункта 3 Стандарта); 8) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (нарушены требования подпункта "д" пункта 3 Стандарта); 9) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (нарушены требования подпункта "е" пункта 3 Стандарта).
Иных информационных ресурсов в сети Интернет, содержащих сведения о деятельности ООО "УК Жилстрой" в соответствии с требованиями Стандарта, не обнаружено.
По результатам мероприятия административным органом был составлен акт от 20.02.2013 № 08-10, в котором отражены выявленные нарушения. ООО "УК Жилстрой" выдано предписание от 20.02.2013 № 7-10 об устранении выявленных нарушений в срок до 06.03.2013.
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол от 21.02.2013 № 10-10 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Установив, что предписание от 20.02.2013 № 7-10 обществом не исполнено в предусмотренный в нем срок (11.03.2013 ООО "УК Жилсервис" выдано повторно предписание от 11.03.2013 № 15-10), рассмотрев материалы административного дела, заместитель начальник Государственной жилищной инспекции Костромской области вынес постановление от 15.03.2013 № 10-10-13 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов сторон, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Как установлено судом, ООО "Управляющая компания Жилстрой" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Костромы.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за соблюдение Стандарта раскрытия информации, и соответственно субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В пункте 3 Стандарта закреплено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общую информацию об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В соответствии с пунктом 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты;
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
Пунктом 9 (2) Стандарта предусмотрено, что сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9 (1) настоящего документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций.
В соответствии с пунктом 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:
а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;
б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Костромской области от 09.12.2011 № 485-а "Об исполнительных органах государственной власти Костромской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" государственная жилищная инспекция Костромской области определена в качестве органа исполнительной власти Костромской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21.10.2011 № 850 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном утверждать порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами" Приказом Министерством регионального развития РФ от 09.04.2012 № 162 утвержден Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами осуществляется в форме систематического наблюдения и анализа информации в отношении:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации;
д) достоверности раскрытой информации.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.12.2012 № 535 официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, является www.reformagkh.ru.
Административный орган письмом от 17.01.2013 № 170-01-07, направленным по факсимильной связи, уведомил общество о необходимости размещения информации на сайте www.reformagkh.ru.
На дату осуществления инспекцией мониторинга сайта общества www.uk-jilstroy.ru и сайта www.reformagkh.ru, определенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в сети Интернет не была раскрыта информация, предусмотренная подпунктами "б"-"е" пункта 3, подпунктом "а" пункта 5, пунктом 9 (2), подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 8, подпунктом "б" пункта 11 и пунктом 12 Стандарта.
Довод заявителя о невозможности своевременного размещения всей необходимой информации по причине большого объема подлежащих размещению сведений, а также по причине недоступности сайта ввиду его перегруженности судом не принимается.
О необходимости размещения информации на сайте www.reformagkh.ru управляющая компания была извещена инспекцией за месяц до осуществления контрольных мероприятий по мониторингу, что подтверждается заявлением общества (л.д. 4). Кроме того, по результатам мониторинга обществу выдано предписание, направленное на устранение нарушений в установленный в нем срок, которое не было исполнено на дату вынесения оспариваемого постановления. Временная нетрудоспособность сотрудника общества Беляевой Г.Ю. в период с 28.01.2013 по 01.03.2013 (л.д. 72-73) и увольнение с работы сотрудника Крупина В.М. с 29.01.2013 (л.д. 71) не свидетельствуют об уважительности причин неисполнения требований Стандарта, поскольку указанные лица отсутствовали на работе только часть периода, в течение которого должна была быть размещена информация, кроме того, в деле не имеется доказательств, что именно данные сотрудники являются ответственными за размещение информации, и что их обязанности невозможно было возложить на других лиц.
Надлежащих доказательств недоступности официального сайта либо технических сбоев в его работе, которые препятствовали размещению информации, заявителем также не представлено.
Ссылка общества на распечатку форума в сети Интернет с обращением к технической группе сайта о трудностях, связанных с размещением информации, не свидетельствует о невозможности раскрытия информации на сайте, так как обмен информацией на форуме осуществлялся 04.03.2013, в то время как общество было уведомлено инспекцией о необходимости размещения информации на сайте www.reformagkh.ru 21.01.2013, а мониторинг проведен 20.02.2013. Доказательств, подтверждающих, что общество своевременно принимало какие-либо меры, направленные на надлежащее раскрытие информации в соответствии со Стандартом, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 8 Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 № 591, информация автоматически публикуется на сайте в течение 96 часов с момента ее направления управляющей организацией на соответствующий сервер уполномоченного органа.
Пунктом 12 указанного Регламента предусмотрено, что в случае технического или программного сбоя, вследствие которого данные, направленные управляющей организацией не могут быть размещены на соответствующем сервере уполномоченного органа, управляющим организациям, зарегистрированным в порядке, предусмотренном регламентом, на адрес электронной почты, указанные в идентификационных бланках, автоматически направляется уведомление о таком сбое, времени, необходимом для его устранения, и необходимости повторного направления данных. Между тем, заявителем таких уведомлений в дело не представлено.
Факт размещения обществом информации, предусмотренной Стандартом, на дату рассмотрения дела судом не опровергает вывод административного органа о наличии в действиях управляющей компании состава вмененного административного правонарушения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения судом не установлено.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлеченному к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного производства обеспечена.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилстрой" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области от 15.03.2013 № 10-10-13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
Т.Н.СМИРНОВА


------------------------------------------------------------------