Решение Арбитражного суда Костромской области от 04.06.2013 по делу N А31-2841/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 27.12.2012 N 12/491 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "Костроматеплоремонт" п. Красное-на-Волге, на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу № А31-2841/2013

Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 4 июня 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Максименко Любови Алексеевны, судей Стрельниковой Ольги Александровны, Беляевой Татьяны Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамановой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бакакина О.С., паспортные данные в протоколе, доверенность от 14.09.2012;
от ответчика - Соколов М.В., паспортные данные в протоколе, доверенность от 01.03.2013 № Д/РЦТ-565, Груздева А.А., удостоверение КО № 02456, доверенность от 14.09.2012 № 504;
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт", г. Кострома (ИНН 4401053335, ОГРН 1054408633344) к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, г. Кострома, о признании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "КостромаТеплоРемонт" п. Красное-на-Волге, на 2013 год" № 12/491 от 27.12.2012 недействующим и не соответствующим пункту 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КостромаТеплоРемонт" (далее - ООО "КостромаТеплоРемонт", Общество, заявитель), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением о признании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "КостромаТеплоРемонт" пос. Красное-на-Волге, на 2013 год" № 12/491 от 27.12.2012 не соответствующим пункту 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, и недействующим.
В судебном заседании, проведенном 27.05.2013 года, объявлялся перерыв до 03.06.2013. После перерыва судебное заседание по рассмотрению дела продолжено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании заявитель пояснил суду, что ООО "КостромаТеплоРемонт" обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию для котельных по адресу: Костромская область, пос. Красное-на-Волге на период регулирования 2013 год, представив в регулирующий орган необходимые для расчета тарифа документы, в том числе документы по расходам арендной платы по договору аренды муниципального имущества, принадлежащего МП городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области "Красноебытсервис" на праве хозяйственного ведения от 04.10.2011, заключенного ООО "КостромаТеплоРемонт" с МП "Красноебытсервис". В соответствии с указанным договором ООО "КостромаТеплоРемонт" приняло в аренду здания котельных по адресам в поселке Красное-на-Волге и находящееся в данных котельных оборудование. В соответствии с условиями договора аренды сумма арендной платы составляет 70458,96 рублей в месяц, 845507,52 рубля в год. Департамент в расчет тарифа размер арендной платы принял в сумме 307950,16 рублей в год. В связи с исключением из расчета расходов ООО "КостромаТеплоРемонт" по арендной плате в размере, согласованной сторонами в договоре аренды от 04.10.2011, постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 27.12.2012 № 12/491 ООО "КостромаТеплоРемонт" установлен тариф на тепловую энергию на 2013 год в заниженном размере. При этом, регулирующий орган не учел то, что Обществом заложены расходы по арендной плате, определенной по итогам проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества. Установление Департаментом экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей пос. Красное-на-Волге на 2013 год нарушает принципы и сущность государственного регулирования тарифов, изложенных в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", не соответствует пункту 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как ведет к невосполнимому уменьшению доходной части средств, получаемых предприятием от своей деятельности.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области заявленные требования не признает. Суду пояснил, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В целях учета затрат заявителя по договору аренды муниципального имущества учтены затраты на амортизацию имущества, затраты по выплате налога на имущество (землю), 1% прибыли, что составило 307950, 16 рублей в год. Использование регулирующим органом методики определения расходов, в том числе и по арендной плате и установление ее в размере 307950, 16 рублей в год не нарушает принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и не противоречит Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования, исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концененту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию.
Департамент полагает, что с учетом требований действующего законодательства при определении себестоимости тарифа, им правомерно применен метод расчета арендной платы, исходя из таких затрат на арендованное имущество как амортизация и налоговые платежи.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
27.04.2012 г. ООО "КостромаТеплоРемонт" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (в настоящее время - Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области) с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию для котельных по адресам в пос. Красное-на-Волге Костромской области: ул. Луначарского, д. 12а; ул. Фрунзе, д. 20а; ул. Ленина, д. 37г; ул. Первомайская, д. 10а; ул. Новая, д. 23б, представив в регулирующий орган для расчета тарифа документы и информацию.
12.10.2012 и 26.12.2012 в регулирующий орган были направлены дополнительные документы.
Среди документов Обществом в регулирующий орган представлен договор аренды от 04.10.2011, заключенный с муниципальным предприятием городского поселения поселок Красное-на-Волге "Красноебытсервис", о передаче ООО "КостромаТеплоРемонт" недвижимого имущества - зданий котельных. Размер арендной платы составляет 70458,96 рублей в месяц, 845507,52 рубля в год.
Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области провел соответствующую экспертизу и выдал ООО "КостромаТеплоРемонт" экспертное заключение по экономической обоснованности тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "КостромаТеплоРемонт" пос. Красное-на-Волге на 2013 год. Размер арендной платы по заключенному договору аренды, заложенный в основу тарифа, был принят регулирующим органом в размере 307950,16 рублей в год.
27.12.2012 Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области было издано постановление "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "КостромаТеплоРемонт" п. Красное-на-Волге, на 2013 год" № 12/491.
Согласно названному постановлению для ООО "КостромаТеплоРемонт" был установлен тариф на тепловую энергию на 2013 год по котельным пос. Красное-на-Волге в следующем размере: через тепловую сеть, теплоноситель - горячая вода: с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 3638 руб./Гкал.; с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 4354,4 руб./Гкал. (НДС не облагается).
Данное постановление было опубликовано в газете "Северная правда".
ООО "КостромаТеплоРемонт" считает указанное постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области не соответствующим действующему законодательству, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. С соответствующим заявлением Общество обратилось в суд.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон. Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании дел об оспаривании нормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием для признания нормативного акта недействующим являются в совокупности два условия: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу и нарушение прав заявителя и его законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденном постановлением администрации Костромской области № 313-а от 31.07.2012 г., Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).
На основании пунктов 2, 3 вышеназванного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, а также данным Положением. Департамент создан с целью реализации государственной политики в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В пункте 9 Постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая, что оспариваемым постановлением утверждены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую обществом, без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг, данное постановление относится к числу нормативных правовых актов и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифами, подлежащими регулированию являются тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется в соответствии с "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с действующим в вышеуказанной области законодательством осуществляется в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в том числе принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, а также экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической энергии.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии установление регулируемых тарифов должно осуществляться регулирующими органами в соответствии с вышеуказанными целями и принципами государственного регулирования.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства (пункт 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии). Порядок расчета и установления указанных экономически обоснованных затрат определяются подзаконными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и являются обязательными для исполнения соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку, как установлено пунктом 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Как следует из материалов дела, при установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "КостромаТеплоРемонт" п. Красное-на-Волге на 2013 год, был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) не означает, что все затраты организации, осуществляющей регулируемую деятельность, должны быть приняты регулирующим органом при установлении тарифов.
Согласно пункту 5 статьи 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включается плата за аренду имущества.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
Поскольку нормативы по данной статье расходов не установлены, Обществом в департамент не были представлены расчеты арендной платы, соответственно при установлении тарифа комиссией обоснованно применена экспертная оценка.
При этом регулирующим органом принята во внимание максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2013 год по Костромской области с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 100%, с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 113,2%, установленная Приказом ФТС России от 09.10.2012 № 231-э/4 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год".
Арендная плата по котельным ООО "КостромаТеплоРемонт" пос. Красное-на-Волге определена в размере амортизационных отчислений, налога на имущество, прибыли в размере 1%. Расчет расходов предусматривает размер арендной платы 307,95 тыс. руб. в год, что удерживает процент роста тарифа на 2013 год с 01.01.2013 в пределах 100,0%, с 01.07.2013 - 119,7%.
Предлагаемые Обществом к учету расходы на уплату арендных платежей в размере 845,5 тыс. руб. в год ведут к увеличению тарифа в 2,8 раза или на 180%.
Превышение максимальной величины роста тарифов не направлено на соблюдение принципов, установленных Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, и противоречит государственным интересам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных данной статьей.
Исследовав материалы тарифного дела, регулирующий орган нашел экономически необоснованными и неподтвержденными необходимыми документами заявленные обществом расходы на производство и передачу тепловой энергии.
Использование регулирующим органом при определении расходов методики, позволяющей принять арендную плату в указанном размере, не нарушает вышеуказанные принципы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и не противоречит Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии.
Аналогичная методика применяется при расчете ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, и позволяет определить арендную плату исходя из фактической стоимости имущества, амортизации этого имущества и налоговых платежей.
Не соглашаясь с заключением экспертизы, Общество не представило в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, свидетельствующие о неправильности выводов экспертной оценки и поэтому не может быть признан состоятельным довод общества о необходимости принятия арендной платы в размерах, заявленных обществом вместо экспертной оценки.
При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным вывод департамента о превышении максимальной величины роста тарифов.
Суд полагает, что постановление принято в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечивает баланс экономических интересов поставщика и доступность тепловой энергии для потребителя.
Кроме того, в силу статьи 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации Общество не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и убытки для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.
При указанных обстоятельствах суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ООО "КостромаТеплоРемонт" пос. Красное-на-Волге, на 2013 год" № 12/491 от 27.12.2012 соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Л.А. МАКСИМЕНКО

Судьи
О.А.СТРЕЛЬНИКОВА
Т.Ю.БЕЛЯЕВА


------------------------------------------------------------------