По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Костромской области от 14.06.2013 по делу N А31-13420/2012 Требование о признании незаконным бездействия исполнительного органа, которое выразилось в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории муниципального образования удовлетворено, поскольку установлено, что норматив теплоснабжения на указанной территории не установлен, а применение ранее действовавшего норматива невозможно, что исключает возможность расчета размера платы за коммунальную услугу с использованием норматива потребления тепловой энергии.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу № А31-13420/2012
Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 14 июня 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Беляевой Татьяны Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Еленой Андреевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные"
к Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области
о признании незаконным решения от 26.09.2012 г. № 4291,
при участии в заседании:
от заявителя - Дианов А.В. по доверенности от 09.08.2012; Сбежнев П.М. - директор, распоряжение от 10.07.2006 № 101-к;
от ответчика - не явился;
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Газовые котельные" (далее - МУП "Газовые котельные", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент, Департамент ТЭК и ЖКХ), выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и обязании Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области утвердить норматив теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Как следует из заявления Предприятия, основанием для заявленных требования является нарушение Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктов 2, 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 в связи с отсутствием утвержденного норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент) заявленные требования не признает, предоставив в обоснование своей позиции отзыв.
По его мнению, Департаментом принято постановление от 13.09.2012 № 1-НП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области", которым установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Костромской области по состоянию на 30.06.2012 г., тем самым права и законные интересы заявителя не нарушены.
Оценив достаточность имеющихся в деле доказательств, с учетом мнения заявителя суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
30.12.2009 решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области № 78 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" утвержден норматив теплоснабжения на отопление в жилых помещениях с централизованной системой отопления в размере 0,029 Гкал./месяц за отопительный период на 1 кв. м отапливаемой площади (пункт 2).
29.03.2010 решением Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области № 98 "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (приложение № 1).
Пунктом 2 приложения № 1 к решению № 98 от 29.03.2010 установлен, в том числе норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал./месяц за отопительный период на 1 кв. м отапливаемой площади.
Пунктом 3 решения № 98 от 29.03.2010 постановлено, что со дня вступления в силу настоящего решения считать утратившим силу решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области № 78 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.04.2011 по делу № А31-9481/2010 решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" № 98 от 29.03.2010 г. в части установления норматива теплоснабжения (пункт 2 приложения № 1 к решению) признано не соответствующим части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и недействующим.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2011 года кассационная жалоба Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области оставлена без удовлетворения, решение Арбитражного суда Костромской области от 12.04.2011 по делу № А31-9481/2010 без изменения.
В связи с отменой принятого норматива теплоснабжения 29.08.2012 МУП "Газовые котельные" обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с письмом, в котором просило установить норматив теплоснабжения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
26.09.2012 от Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в адрес Предприятия поступило письмо, согласно которому Департамент указал, что на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области применяется норматив, действующий ранее, до утверждения новых нормативов регулирующим органом субъекта (Департаментом ТЭК и ЖКХ).
Посчитав бездействие Департамента, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, незаконным Предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив представленные доказательства, учитывая мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, МУП "Газовые котельные" является ресурсоснабжающей организацией по отношению к жилым домам, расположенным на территории Гридинского сельского поселения. Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, данное предприятие получает плату с потребителей коммунальных услуг исходя из нормативов, утвержденных уполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.07.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
В пункте 3 Правил указано, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, после 13.08.2010 со дня вступивших в законную силу изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено установление нормативов потребления коммунальных услуг, а следовательно, совет депутатов соответствующего образования не вправе принять нормативный акт об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги "отопления" с целью приведения его в соответствие с решением суда по делу № А31-9481/2010 и с положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
Постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 г. № 168 утверждено Положение о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения определено, что Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства.
Полномочия Департамента определены в пункте 10 Положения к которым относится, кроме всего прочего, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (подпункт 13).
Согласно пункту 9 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 решения Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.12.2009 № 78 утвержден норматив теплоснабжения в размере 0,029 Гкал./месяц на 1 кв. м отапливаемой площади.
Пунктом 3 решения Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 № 98 решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.12.2009 № 78 признано утратившим силу и пунктом 2 приложения № 1 к решению Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 № 98 установлен норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал./месяц на 1 кв. м отапливаемой площади.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.04.2011 по делу № А31-9481-2010 решение Совета депутатов Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области "О нормативах потребления коммунальных услуг на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" № 98 от 29.03.2010 г. в части установления норматива теплоснабжения (пункт 2 приложения № 1 к решению) признано недействующим.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13 сентября 2012 года № 1-НП "О порядке расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Костромской области" установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Исходя из вышеуказанных правовых актов расчет размера платы за коммунальную услугу по отопления осуществляется с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что как по состоянию на 30.06.2012, так и в настоящее время норматив теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области не установлен.
Таким образом, не утвердив норматив теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Департамент, своим бездействием как уполномоченный в силу закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, нарушил права и законные интересы ресурсоснабжающей организации МУП "Газовые котельные", а также потребителей указанной коммунальной услуги.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования МУП "Газовые котельные" законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Обязать Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области утвердить норматив теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Взыскать с Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, место нахождения: 156000, Костромская область, Костромской район, г. Кострома, ул. Сенная, д. 17, зарегистрированного в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 29.11.2002 (ИНН 4443024720, ОГРН 102440525544), в пользу муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные", место нахождения: 157940, Костромская область, Красносельский район, п.г.т. Красное-на-Волге, м/р-н Восточный, д. 2а, зарегистрированного в качестве юридического лица межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Костромской области 21.07.2006, ИНН 4415005412, ОГРН 1064437012529, судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины по платежному поручению № 44567 от 18.12.2012 г. в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
Т.Ю.БЕЛЯЕВА
------------------------------------------------------------------