Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 08.07.2013 N 1276 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 8 июля 2013 г. № 1276

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Приказываю:
1. Считать утратившим силу приказ департамента образования и науки Костромской области от 31.05.2012 № 1247 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год".
2. Утвердить в новой редакции региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее - региональный базисный учебный план) (приложение).
3. Отделу дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области (Антонова М.О.) обеспечить введение регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Костромской области.
4. ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" (Лушина Е.А.):
4.1. обеспечить научно-методическое сопровождение процесса введения регионального базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Костромской области;
4.2. организовать ежеквартальный региональный мониторинг комплектования школьных библиотек государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений учебниками в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013-2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 (зарегистрирован Минюстом РФ 30.01.2013 № 26755).
5. Руководителям государственных общеобразовательных учреждений:
5.1. привести в соответствие учебные планы учреждений на 2013-2014 учебный год согласно новой редакции регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования;
5.2. обеспечить участие общеобразовательного учреждения в ежеквартальном мониторинге комплектования школьных библиотек учебниками в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013-2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 (зарегистрирован Минюстом РФ 30.01.2013 № 26755).
6. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
6.1. обеспечить в 2013-2014 учебном году переход 1-3-х классов общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
6.2. организовать работу общеобразовательных учреждений (4-11 классы) по учебным планам, составленным на основе утвержденного регионального базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год;
6.3. обеспечить методическую и консультативную поддержку общеобразовательным учреждениям, реализующим программы общего образования, при формировании учебных планов на основе регионального базисного учебного плана;
6.4. обеспечить участие общеобразовательных учреждений в ежеквартальном мониторинге комплектования школьных библиотек учебниками в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013-2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 (зарегистрирован Минюстом РФ 30.01.2013 № 26755).
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора - начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Антонову М.О.

Директор департамента
образования и науки
Костромской области
Т.Е.БЫСТРЯКОВА





Приложение

Утверждена
приказом
департамента
образования и науки
Костромской области
от 8 июля 2013 г. № 1276

Пояснительная записка
к региональному базисному учебному плану для
общеобразовательных учреждений Костромской области

Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", разработан департаментом образования и науки Костромской области совместно с Костромским областным институтом развития образования на основе:
1) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования";
2) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
3) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
4) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089";
5) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
6) Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 19993).
Региональный базисный учебный план - нормативно-правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования. Региональный базисный учебный план является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов общеобразовательных учреждений Костромской области.
Перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение, для учащихся 1-3 классов школ региона определяется в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательные программы первой ступени общего образования ориентированы на четырехлетний нормативный срок освоения. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 учебные недели, во 2-4 классах - 34 учебные недели.
Образовательные программы второй ступени общего образования ориентированы на пятилетний нормативный срок освоения. Продолжительность учебного года для 5-9 классов составляет 34 (35) учебные недели.
Образовательные программы третьей ступени общего образования ориентированы на двухлетний нормативный срок освоения. Продолжительность учебного года для 10-11 классов составляет 34 (35) учебные недели.
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно с учетом мнения педагогического коллектива и на основе санитарных правил.
В структуре регионального базисного учебного плана выделяются две части:
инвариантная (федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени), обеспечивающая сохранение единого образовательного пространства в Российской Федерации как при шестидневной, так и при пятидневной учебной неделе;
вариативная (региональный компонент - не менее 10% и компонент образовательного учреждения - не менее 10% от общего нормативного времени), обеспечивающая сохранение единого образовательного пространства в Костромской области как при шестидневной, так и при пятидневной учебной неделе, максимально учитывающая возможности образовательного учреждения, социальный заказ родителей и индивидуальные потребности школьников.
Образовательное учреждение не может уменьшать количество часов, отводимое региональным базисным учебным планом на изучение предметов федерального и регионального компонентов, исключать какой-либо предмет из регионального базисного учебного плана.
Региональный базисный учебный план предоставляет возможность определять объем компонента образовательного учреждения и тем самым выразить направленность и специфику школы. Учебное время, отведенное на компонент образовательного учреждения, может быть использовано для углубленного изучения учебных предметов как федерального, так и регионального компонентов; для введения новых учебных предметов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, практикумов и элективных курсов; для проведения групповых и индивидуальных занятий; на организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся в 8-9, 10-11 классах соответственно.
При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (5-11 классы), "Технологии" (5-11 классы), "Физической культуре" (10-11 классы); во время проведения практических занятий по "Физике", "Химии", курсу "Информатика и ИКТ"; при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
Региональный базисный учебный план устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и по классам в рамках регионального компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Региональный компонент базисного учебного плана направлен на обеспечение реализации региональной политики в области образования через преподавание предметов:
- русский язык;
- литературное чтение;
- литература;
- русский язык и культура речи;
- литература родного края;
- информатика и ИКТ;
- история родного края;
- обществознание;
- начальная военная подготовка;
- основы безопасности жизнедеятельности.
Введение в региональный компонент учебного предмета "Русский язык" в 4 классе как при шестидневной, так и при пятидневной учебной неделе обусловлено необходимостью обеспечить формирование осознанного отношения учащихся начальных классов к языку как основному средству человеческого общения и явлению национальной культуры; сформировать позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию. Русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
С целью обеспечения формирования у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в 5-7 классах в региональный компонент введен курс "Русский язык".
В связи с необходимостью повышения уровня практического владения учащимися современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования в 8-9, 10-11 классах часы регионального компонента базисного учебного плана (по 1 часу соответственно) отведены на изучение курсов предметного поля "Русский язык и культура речи".
Учебный предмет "Литературное чтение" введен в региональный компонент учебного плана в 4 классе (один час при шестидневной учебной неделе). Изучение курса позволит формировать у младшего школьника читательскую компетентность, качества грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Учебный предмет "Литература родного края" введен в региональный компонент с 5 по 11 класс по 0,5 часа в каждом классе соответственно. Изучение курса позволит расширить и углубить представления школьников о литературе Костромского края, будет способствовать становлению и развитию творческой, ответственной, компетентной личности.
С целью формирования у учащихся умений работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты на ступени основного общего образования по 0,5 часа в 5 классе, по 1 часу в 6-7 классах введен учебный предмет "Информатика и информационно-коммуникационные технологи (ИКТ)".
Учебный предмет "История родного края" введен в региональный компонент с 5 по 9 класс по 0,5 часа в каждом классе соответственно. Изучение курса предполагает освещение истории Костромского края в тесной связи с историей отечества, будет способствовать созданию условий для воспитания патриота и гражданина России, малой родины.
Введение в 9 классе учебного предмета "Обществознание" (0,5 часа) призвано расширить и углубить знания учащихся по основным социальным наукам, создать условия для совершенствования у школьников навыков сравнения, анализа, оценки социальных фактов и явлений.
Учебный предмет "Начальная военная подготовка" в объеме 0,5 часа введен в 10-11 классах. В основе содержания предмета - практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания неотложной медицинской помощи. Введение предмета должно способствовать формированию у школьников первоначальных навыков гражданской обороны, знаний об основах воинской службы и медицины. Преподавание начальной военной подготовки предусматривает обучение юношей основам допризывной подготовки и девушек - основам первой медицинской помощи.
Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" введен в 5-7, 9 классах. Содержание курса направлено на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, овладение школьниками способами оказания помощи пострадавшим. Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В 2013-2014 учебном году часы регионального компонента, отведенные на изучение курсов "Русский язык и культура речи", "Литература родного края", "Информатика и ИКТ", "История родного края", "Обществознание", общеобразовательными учреждениями, реализующими программы повышенного уровня, а также государственным образовательным учреждением "Костромская областная кадетская школа-интернат" могут быть использованы исходя из социального заказа школе и видовой специфики образовательного учреждения.
На компонент образовательного учреждения должно отводиться не менее 10% от общего нормативного времени, предназначенного для освоения программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Часы компонента образовательного учреждения:
1) в 4-11 классах могут быть использованы для:
- реализации программы курса "Литературное чтение";
- реализации авторских образовательных программ, позволяющих углубить, расширить знания и совершенствовать умения школьников по основным разделам курсов федерального и регионального компонентов;
- реализации вариативных программ курсов образовательной области "Духовно-нравственная культура" ("Истоки", "Основы морали");
- изучения факультативных, элективных и специальных курсов;
- проведения индивидуальных и групповых занятий;
- организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях;
- организации занятий с одаренными и слабоуспевающими учащимися;
- проведения занятий активно-двигательного характера (спортивные игры, аэробика, ритмика, хореография, современные и бальные танцы и др.);
2) в 8-9 классах должны быть использованы для реализации программ предпрофильного обучения.

Начальное общее образование


Учебные предметы Количество Всего
часов в неделю

Классы

IV

Русский язык 3 3

Литературное чтение 2 2

Иностранный язык 2 2

Математика 4 4

Окружающий мир (человек, природа, общество) 2 2

Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2

Технология (Труд) 2 2

Физическая культура 3 3

Основы религиозных культур и светской этики 1 1
(ОРКСЭ)<*>

Итого: 21 21

Региональный компонент (6-дневная учебная неделя)

Русский язык 2 2

Литературное чтение 1 1

Итого: 3 3

Компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя)

2 2

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка 26 26
при 6-дневной учебной неделе

Региональный компонент (5-дневная учебная неделя)

Русский язык 1 1

Итого: 1 1

Компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя)

1 1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка 23 23
при 5-дневной учебной неделе


--------------------------------
<*> Предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) включает следующие модули: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Учащиеся изучают один из модулей по согласованию с родителями (законными представителями).

Основное общее образование


Учебные предметы Количество часов в Всего
неделю

Классы

V VI VII VIII IX

Федеральный компонент

Русский язык 3 3 3 3 2 14

Литература 2 2 2 2 3 11

Иностранный язык 3 3 3 3 3 15

Математика 5 5 5 5 5 25

Информатика и ИКТ - - - 1 2 3

История 2 2 2 2 2 10

Обществознание (включая экономику и - 1 1 1 1 4
право)

География - 1 2 2 2 7

Природоведение 2 - - - - 2

Физика - - 2 2 2 6

Химия - - - 2 2 4

Биология - 1 2 2 2 7

Искусство (музыка и ИЗО) 2 2 2 1 1 8

Технология 2 2 2 1 - 7

Основы безопасности жизнедеятельности - - - 1 - 1

Физическая культура 3 3 3 3 3 15

Итого: 24 25 29 31 30 139

Региональный компонент (6-дневная учебная неделя)

Русский язык 3 3 1 - - 7

Русский язык и культура речи<*> - - - 1 1 2

Литература родного края<*> 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5

Информатика и ИКТ<*> 0,5 1 1 - - 2,5

Обществознание<*> - - - - 0,5 0,5

История родного края<*> 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5

Основы безопасности жизнедеятельности 0,5 0,5 0,5 - 0,5 2

Итого: 5 5,5 3,5 2 3 19

Компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя)

3 2,5 2,5 3 3 14

Предельно допустимая аудиторная учебная 32 33 35 36 36 172
нагрузка при 6-дневной учебной неделе

Региональный компонент (5-дневная учебная неделя)

Русский язык 3 3 1 - - 7

Русский язык и культура речи<*> - - - 1 1 2

Итого: 3 3 1 1 1 9

Компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя)

2 2 2 1 2 9

Предельно допустимая аудиторная учебная 29 30 32 33 33 157
нагрузка при 5-дневной учебной неделе


--------------------------------
<*> В 2013-2014 учебном году часы регионального компонента, отведенные на изучение курсов "Русский язык и культура речи", "Литература родного края", "Информатика и ИКТ", "История родного края", "Обществознание", общеобразовательными учреждениями, реализующими программы повышенного уровня, а также государственным образовательным учреждением "Костромская областная кадетская школа-интернат" могут быть использованы исходя из социального заказа школе и видовой специфики образовательного учреждения.

Среднее (полное) общее образование


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ



ИНВАРИАНТНАЯ Обязательные учебные предметы на базовом уровне
ЧАСТЬ


Учебные предметы Количество часов за два
года обучения

Базовый уровень

Русский язык 70 (1/1)

Литература 210 (3/3)

Иностранный язык 210 (3/3)

Математика 280 (4/4)

История 140 (2/2)

Обществознание (включая 140 (2/2)
экономику и право)

Естествознание 210 (3/3)

Физическая культура 210 (3/3)

ОБЖ 70 (1/1)



ВАРИАТИВНАЯ Учебные предметы по выбору на базовом или профильном
ЧАСТЬ уровнях



Учебные предметы Количество часов за два
года обучения

Базовый Профильный
уровень уровень

Русский язык - 210 (3/3)

Литература - 350 (5/5)

Иностранный язык - 420 (6/6)

Математика - 420 (6/6)

История - 280 (4/4)

Физическая культура - 280 (4/4)

Обществознание<*> 70 (1/1) 210 (3/3)

Экономика 35 (0,5/0,5) 140 (2/2)

Право 35 (0,5/0,5) 140 (2/2)

География 70 (1/1) 210 (3/3)

Физика 140 (2/2) 350 (5/5)

Химия 70 (1/1) 210 (3/3)

Биология 70 (1/1) 210 (3/3)

Информатика и ИКТ 70 (1/1) 280 (4/4)

Искусство (МХК) 70 (1/1) 210 (3/3)

Технология 70 (1/1) 280 (4/4)

ОБЖ - 140 (2/2)

ВСЕГО: не более 2170
(не более 31/не более 31)



РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Русский язык и культура 70 (1/1)
речи<**>

Литература родного края<**> 35 (0,5/0,5)

Начальная военная подготовка 35 (0,5/0,5)

ВСЕГО: 140 (2/2)



КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВСЕГО: не менее 280
(не менее 4/не менее 4)


ИТОГО: до 2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная 2590 (37/37)
нагрузка при 6-дневной учебной неделе

Предельно допустимая аудиторная учебная 2380 (34/34)
нагрузка при 5-дневной учебной неделе


--------------------------------
<*> В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".
<**> В 2013-2014 учебном году часы регионального компонента, отведенные на изучение курсов "Русский язык и культура речи", "Литература родного края", общеобразовательными учреждениями, реализующими программы повышенного уровня, а также государственным образовательным учреждением "Костромская областная кадетская школа-интернат" могут быть использованы исходя из социального заказа школе и видовой специфики образовательного учреждения.


-----------------------------------------------------------------------------