Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 19.07.2013 N 1348 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для специальных образовательных учреждений VIII вида"



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 19 июля 2013 г. № 1348

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО БАЗИСНОГО
УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

В целях совершенствования образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья приказываю:
1. Утвердить региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Костромской области (приложение).
2. Руководителям государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида привести учебные планы образовательных учреждений на 2013-2014 учебный год в соответствие с региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Костромской области и обеспечить их реализацию.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, обеспечить реализацию базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Костромской области в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих специальные (коррекционные) образовательные программы.
4. Отделу дошкольного, общего и дополнительного образования (Антонова М.О.) обеспечить контроль внедрения и реализации учебных планов в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Директор департамента
образования и науки
Костромской области
Т.Е.БЫСТРЯКОВА





Приложение

Утвержден
приказом
департамента
образования и науки
Костромской области
от 19 июля 2013 г. № 1348

РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональный базисный учебный план
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида Костромской области (шестидневная учебная неделя)


Общеобразовательные Число учебных часов в неделю Всего
области
Подго- младшие старшие всего федер. нац.
тов. комп. рег.
кл. I II III IV V VI VII VIII IX фе- рег. X XI комп.
дер. ком. (I) (II)
ком.

I. Общеобразовательные курсы

Родной язык и 3 2 5
литература

Чтение и развитие 2 5 5 5 4 4 4 3 3 3 38
речи

Письмо и развитие 2 5 5 5 5 5 4 4 4 4 43
речи

Развитие устной 3 3
речи

Математика 3 5 5 6 6 6 6 5 5 4 51 2 1 3

Природоведение 2 1 1

Биология 2 2 2 2 6 2

География 2 2 2 2 6 2

История Отечества 2 2 2 5 1

Обществознание 1 1 1 1 1 1 2

Этика и психология 1 1 1 1
семейной жизни

Изобразительное 2 1 1 1 1 1 1 1 5 4
искусство

Музыка и пение 2 1 1 1 1 1 1 1 6 3

Физкультура 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 14 11 3 3 4 2

II. Трудовая подготовка

Трудовое обучение 2 1 2 2 4 10 1

Профессионально- 6 8 10 12 13 49
трудовое обучение

Производственное 20 22 42
обучение

Трудовая практика 10 10 10 20 20 30 30
(в днях)

III. Коррекционная подготовка

а) коррекционные
курсы

развитие устной 1 2 2 2 3
речи на основе
изучения предметов
и явлений
окружающей
действительности

социально-бытовая 1 2 2 2 2 5 4 3 3 1 5
ориентировка (СБО)

ритмика 1 1 1 1 1 3 2

б) обязательные 1 1
индивидуальные и
групповые
коррекционные
занятия<*>

Школьный компонент 3 3 6
(обязательные
занятия)<**>

Итого: 20 21 23 25 26 29 33 35 36 36 115 169 36 36 11 61
максимальная
нагрузка учащегося

Обязательные 2 2 2 2 8
индивидуальные и
групповые
коррекционные
занятия вне сетки
учебной нагрузки<*>

Факультативные 10 4
занятия

Духовно- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
нравственная
культура (Истоки
или Основы
морали)<***>

Основы безопасности 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5
жизнедеятельности

Факультативные 1 1 1 1 1 5 2 2
занятия по выбору
школы

Всего: 20 23 25 27 28 31 35 37 38 38 115 187 38 38 11 65

Логопедические 4 4 4 4 3 3 2 2 26
занятия

ЛФК 1 1 1 1 1 5

Развитие 2 2 2 2 2 10
психомоторики и
сенсорных процессов


--------------------------------
<*> В сетке занятий сохраняются только для подготовительного класса. Для других классов выносятся за сетку часов. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15-25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс.
<**> Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.
<***> Предмет "Духовно-нравственная культура" представлен вариативными программами курсов "Истоки", "Основы морали". Учащиеся изучают один из курсов по выбору по согласованию с родителями.

Региональный базисный учебный план для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Костромской области (пятидневная учебная неделя)


Общеобразовательные Число учебных часов в неделю Всего
области
Подго- младшие старшие всего фе- нац.
товит. дер. рег.
I II III IV V VI VII VIII IX фе- рег. X XI комп. комп.
дер. ком. (I) (II)
ком.

I. Общеобразовательные курсы

Родной язык и 3 2 5
литература

Чтение и развитие 2 5 5 5 4 4 4 3 3 3 38
речи

Письмо и развитие 2 5 5 5 5 5 4 4 4 4 43
речи

Развитие устной 3 3
речи

Математика 3 5 5 6 6 6 6 5 5 4 51 2 1 3

Природоведение 2 1 1

Биология 2 2 2 2 6 2

География 2 2 2 2 6 2

История Отечества 2 2 2 5 1

Обществознание 1 1 1 1 1 1 1 1

Этика и психология 1 1 1 1
семейной жизни

Изобразительное 2 1 1 1 1 1 1 5 3
искусство

Музыка и пение 2 1 1 1 1 1 1 1 6 3

Физкультура 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 14 11 3 3 2 4

II. Трудовая подготовка

Трудовое обучение 2 1 2 2 3 10

Профессионально- 6 6 7 9 10 38
трудовое обучение

Производственное 20 22 42
обучение

Трудовая практика 10 10 10 20 20 30 30
(в днях)

III. Коррекционная подготовка

а) коррекционные
курсы

развитие устной 1 1 2
речи на основе
изучения предметов
и явлений
окружающей
действительности

социально-бытовая 1 1 2 2 2 5 3 3 3 1 5
ориентировка (СБО)

ритмика 1 1 1 1 1 3 2

б) обязательные 1 1
индивидуальные и
групповые
коррекционные
занятия вне сетки
учебной нагрузки<*>

Школьный компонент 1 1 2
(обязат. занятия)
<**>

Итого: 20 21 23 23 23 29 30 32 33 33 115 152 34 34 8 60
максимальная
нагрузка учащегося

обязательные 2 2 2 2 8
индивидуальные и
групповые
коррекционные
занятия вне сетки
учебной нагрузки<*>

Факультатив 10 4

Духовно- 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
нравственная
культура

Основы безопасности 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
жизнедеятельности

Факультативные 1 1 1 1 1 2 2
занятия по выбору
школы

Всего: 20 21 23 23 23 31 32 34 35 35 115 170 36 36 8 64

Логопедические 4 4 4 4 3 3 2 2 26
занятия

ЛФК 1 1 1 1 1 5

Развитие 2 2 2 2 2 10
психомоторики и
сенсорных процессов


--------------------------------
<*> В сетке занятий сохраняются только для подготовительного класса. Для других классов выносятся за сетку часов. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15-25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс.
<**> Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.
<***> Предмет "Духовно-нравственная культура" представлен вариативными программами курсов "Истоки", "Основы морали". Учащиеся изучают один из курсов по выбору по согласованию с родителями.





Приложение
к Плану

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к региональному базисному учебному плану для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Костромской области

Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида разработан на основе следующих нормативно-правовых актов:
1. Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1;
2. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
4. Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов";
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
6. Постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986 № 4076-86 "Об утверждении Санитарных правил устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии:
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, утвержденную Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312";
8. приказа департамента образования и науки Костромской области от 8 июля 2013 года № 1276 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год".
Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - нормативно-правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, предметов трудовой подготовки, коррекционных занятий и объем учебного времени, отводимый на их изучение. Региональный базисный учебный план является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Костромской области.
Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предполагает два этапа обучения: начальный этап (I-IV классы), на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой и обучение в V-IX классах, в которых продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ государственного образца об окончании учреждения.
В учреждениях могут создаваться одногодичные (10 класс) и двугодичные (10-11 кл.), профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I-II).
В классы могут направляться подростки с нарушением интеллекта, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончании девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в профессиональном образовательном учреждении.
Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально-трудовому обучению.
Квалификационные разряды выпускникам присваиваются администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования. Обучающимся, не получившим квалификационного разряда, выдается документ об окончании и характеристика с перечнем работ, которые выпускники способны выполнять самостоятельно.
Режим работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида определяется по шестидневной или пятидневной учебной неделе.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, и величина недельной образовательной нагрузки ориентирована на количество часов и величину недельной образовательной нагрузки, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Содержание основных общеобразовательных предметов значительно упрощается и адаптируется к познавательным возможностям обучающихся.
Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в своем содержании отражает специфику обучения по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Учебные планы образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта ориентированы на максимальную социализацию и адаптацию этих детей в обществе, имеют сугубо практическую и коррекционную направленность, предусматривают разные уровни развития и подготовки к жизни.
Структура регионального базисного учебного плана включает четыре компонента: общеобразовательные курсы, трудовую подготовку, коррекционную подготовку (основная часть), а также факультативные занятия (компонент образовательного учреждения).
В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению или с целью уточнение диагноза ребенка в процессе образовательной и лечебной работы, определения адекватности форм организации его обучения и воспитания. Наполняемость подготовительного класса не должна превышать 6-8 человек.
В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, включающим основы отдельных наук с ограниченным количеством фактов, обобщений, некоторых понятий без глубокого проникновения в сущность явлений.
Профессионально-трудовое обучение нацелено на подготовку обучающихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных промышленных предприятий и предприятий сферы обслуживания. Выбор видов труда школой зависит от местного производственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства выпускников по месту жительства. Для занятий по трудовому обучению и социально-бытовой ориентировке (СБО) обучающиеся делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.
В Региональном базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
- на обучение русскому языку (чтение, письмо, русский язык) и математике как ведущим общеобразовательным учебным предметам, особо значимым в коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся, отводится максимально допустимое количество учебных часов;
- в подготовительном классе и начальной школе третьим часом физической культуры является ритмика, что соответствует содержанию коррекционного блока федерального компонента базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Повышенная физическая нагрузка обеспечивается увеличенным количеством часов на уроки трудового обучения, на которых также развиваются такие физические качества, как сила, ловкость, выносливость, корригируется координация движений.
С целью создания условий для максимально возможной социально-бытовой адаптации выпускников X-XI классов на предмет "Социально-бытовая ориентировка (СБО)" отводится 3 часа.
С целью приведения максимальной нагрузки учащихся в соответствие с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях" количество часов, отводимых в базисном учебном плане (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья") на трудовое обучение, уменьшено. Сокращено и количество часов в региональном базисном учебном плане для 5-дневной учебной недели на коррекционную подготовку. Данное сокращение компенсируется за счет организации внеурочной деятельности учащихся по направлению трудовой и коррекционной подготовки.
Блок коррекционной подготовки предусматривает занятия по коррекции нарушенных функций, формированию и развитию психических процессов, в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Они направлены на обеспечение обучающимся усвоения программного материала по общеобразовательным предметам за счет расширения и уточнения их знаний и представлений об окружающем. Отдельные предметы сопровождения рассматриваются как интегративные, обеспечивающие доступное возможностям обучающихся целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного подхода, индивидуализацию обучения (окружающий мир, развитие устной речи) в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка (СБО), предметно-практическая деятельность и др., специфические для разных видов коррекционных учреждений.
Дополнительные коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, лечебной физкультуре и развитию психомоторики и сенсорных процессов проводятся с учащимися по 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия лечебной физической культурой - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе осуществляется на уроках чтения и на занятиях по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности за счет изучения соответствующей тематики.
В 5-9 классах с целью содействия духовно-нравственному развитию учащихся и формирования у них основ безопасности жизнедеятельности в раздел факультативных занятий включены предметы: "Духовно-нравственная культура" (в рамках данного предмета учащиеся изучают один из курсов по выбору по согласованию с родителями: "Истоки" или "Основы морали") и "Основы безопасности жизнедеятельности".
В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Данные классы создаются с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости.
Учебные планы и программы классов для детей с глубокой умственной отсталостью разрабатываются коррекционным учреждением самостоятельно на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников и утверждаются советом коррекционного учреждения.
В классах для детей с глубокой умственной отсталостью организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников и возможностей последующего трудоустройства, в т.ч. в учреждения органов социальной защиты.
Приоритетными направлениями такой работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Реализация данных задач составляет основу работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью в школе и осуществляется через:
- конкретизацию учебных областей - специальный учебный план;
- специальные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся;
- отбор и применение оптимальных приемов, методов и форм обучения;
- создание специальных учебных пособий для детей данной категории;
- обязательное применение специальной документации для отслеживания и учета динамики развития, коррекции и компенсации дефектов умственного развития;
- определение содержания образования не "классом" (в традиционном смысле), а "годом обучения", так как при этом легче учитывать возраст и жизненный опыт ребенка, время пребывания в образовательном учреждении и сформированность тех или иных знаний, умений и навыков, которые заложены в учебном плане и в программе.
Зачисление в классы для детей с глубокой умственной отсталостью производится на основании заявления родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Сроки освоения образовательных программ в классах, группах для детей с глубокой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не более 10 лет.
Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся.


-----------------------------------------------------------------------------