Информация УФНС России по Костромской области от 12.08.2013 N 07-13/08719 <Информация для налогоплательщиков>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 12 августа 2013 г. № 07-13/08719

Разъяснения по вопросу получения
имущественного налогового вычета

Письмами от 08.07.2013 № ЕД-4-3/12261@ и от 11.07.2013 № ЕД-4-3/12491@ ФНС России разъяснила порядок получения супругом - наследником умершего супруга имущественного налогового вычета и порядок перераспределения остатка имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц между супругами в случае наличия у одного из них права на имущественный налоговый вычет и выхода второго на пенсию.
1. По вопросу получения супругом - наследником умершего супруга имущественного налогового вычета.
В период нахождения в браке супруги приобрели квартиру, право собственности на которую в 2011 году было зарегистрировано на одного из супругов, который обратился в налоговый орган за получением имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и получил часть данного вычета за налоговый период 2011 года. В августе 2012 года супруг умер.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 2 000 000 руб., в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
В случае если приобретатель квартиры умер после того, как начал получать полагающийся ему имущественный налоговый вычет, право на получение остатка имущественного налогового вычета к лицу, наследующему его долю, не переходит, поскольку передача наследнику права на имущественный налоговый вычет, принадлежащего наследодателю, Кодексом не предусмотрена.
Вместе с тем статьями 33 и 34 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, а законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
При этом к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В пункте 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации также устанавливается, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Из вышеизложенного следует, что супруг - наследник умершего супруга вправе по самостоятельному основанию обратиться в установленном порядке в налоговый орган за получением имущественного налогового вычета в случае, если ранее он не пользовался таким вычетом в сумме не использованной умершим супругом части имущественного налогового вычета вне зависимости от того, на кого из супругов были оформлены договор на приобретение квартиры, право собственности на квартиру и документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств по произведенным расходам на приобретение квартиры.
При этом в налоговый орган должна быть представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ и иные документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса для получения имущественного налогового вычета.
Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации письмом от 28.06.2013 № 03-04-07/24754.
2. По вопросу перераспределения остатка имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц между супругами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Согласно абзацу 25 данного подпункта при приобретении имущества в общую долевую либо в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома, квартиры, комнаты в общую совместную собственность).
При этом вне зависимости от вида собственности изменение порядка использования имущественного налогового вычета, включая передачу остатка неиспользованного имущественного налогового вычета другому налогоплательщику, подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса не предусмотрено.
Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации письмом от 26.06.2013 № 03-04-07/24158.

Порядок исчисления земельного налога физическому лицу,
имеющему статус индивидуального предпринимателя

Физическое лицо обладает статусом индивидуального предпринимателя и является собственником двух земельных участков, разрешенное использование одного - для размещения производственных помещений, второго - под жилой дом. Каков порядок исчисления земельного налога за данные участки?
1. В отношении первого земельного участка: для размещения производственных помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Пунктами 1 и 3 ст. 398 Кодекса предусмотрено, что физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании изложенного за земельный участок с разрешенным использованием для размещения производственных помещений физическое лицо обязано самостоятельно исчислить сумму земельного налога и представить в налоговый орган налоговую декларацию, в которой отразить сумму исчисленного земельного налога.
2. В отношении второго земельного участка: под жилой дом.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что земельный участок с разрешенным использованием под жилой дом не используется (не предназначен для использования) в предпринимательской деятельности, земельный налог за него будет исчислен налоговым органом и налогоплательщику будет направлено налоговое уведомление.

Популярность "Личного кабинета
налогоплательщика" растет с каждым днем

С 2011 года на сайте ФНС России www.nalog.ru функционирует интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". За период с 01.01.2013 в Межрайонной ИФНС № 2 по Костромской области подключилось к "Личному кабинету" 291 налогоплательщик, а по Костромской области - 2261 человек, а до 01.01.2013 было зарегистрировано 1282 пользователя.
Зарегистрироваться в "Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц" можно в любой инспекции, при себе необходимо иметь паспорт и ИНН. Для входа в "Личный кабинет" необходимо заполнить заявление и получить регистрационную карту с логином и паролем. Эта процедура является обязательной, так как сведения, содержащиеся в "Личном кабинете", являются налоговой тайной.
Первичный пароль, получаемый при регистрации, имеет ограниченный срок действия и поэтому подлежит смене в течение календарного месяца.
Но, к сожалению, подключившись к "Личному кабинету", многие пользователи забывают сменить первичный пароль в течение месяца, и им приходится впоследствии снова обращаться в инспекцию для активации сервиса.
Между тем, сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" предоставляет пользователю весьма широкие возможности. Он действует на всей территории Российской Федерации и предоставляет пользователям возможность контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
В "Личном кабинете" реализована возможность непосредственно из сервиса скачать программу, предназначенную для автоматизированного заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, и отслеживать статус декларации по форме 3-НДФЛ, ранее представленной в налоговый орган.

Можно ли применять ЕНВД при продаже
товаров через сеть Интернет

Вопрос: Организация применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и планирует осуществлять продажу товаров через сеть Интернет. Подпадает или нет под налогообложение в виде ЕНВД данный вид деятельности?

Ответ: Статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).
В связи с изложенным реализация товаров с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях гл. 26.3 НК РФ не относится к розничной торговле и не подпадает под налогообложение в виде ЕНВД. В отношении данной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.
Другие вопросы и ответы можно найти в разделе "Помощь налогоплательщику" - "Вопрос-ответ".

Любой из способов представления отчетности может
обеспечить автоматизированный ввод данных

В соответствии с нормами статьи 80 Налогового кодекса РФ декларации могут быть представлены в электронном виде по ТКС, на бумажном носителе в сопровождении магнитного и просто на бумаге. Первые 2 вида носителя информации обеспечивают автоматический ввод данных путем считывания электронного формата документа. Но если налоговая декларация представлена на бумажном носителе без выгрузки файла на магнитный, то есть не в электронном виде, то все данные, содержащиеся в ней, вводятся в информационную базу налогового органа вручную.
Но этого можно избежать. Для повышения эффективности ввода данных с бумажных носителей в промышленную эксплуатацию уже не первый год внедрено специализированное программное обеспечение. Речь идет об использовании на документах налоговой отчетности специальных штрих-кодов, которые считываются с помощью особых ручных имидж-сканеров в налоговых инспекциях. Налогоплательщик может установить на своем компьютере программное обеспечение, которое сформирует налоговую декларацию (расчет) с двухмерным штрих-кодом, который находится в левом и нижнем поле листа декларации и содержит в себе всю информацию по этой декларации (форма декларации и все данные налогоплательщика). Блоки штрих-кода наносятся автоматически на листы при распечатке.
Необходимое программное обеспечение можно абсолютно бесплатно получить (записать) в налоговом органе по месту регистрации, на сайте УФНС России по Костромской области или воспользоваться библиотекой генерации двухмерного штрих-кода, размещенной на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Штрих-код хорошо печатается на любых видах принтеров и без проблем считывается сканером. При этом ускоряется процесс ввода данных в автоматизированную систему налогового органа и исключается так называемый "человеческий фактор" - возможные ошибки оператора (инспектора) при вводе данных отчетности. Технология двухмерного штрихкодирования также реализована в ПК "Налогоплательщик ЮЛ".

Итоги досудебного урегулирования налоговых
споров за 1 полугодие 2013 года

Работа по устранению нарушений, выявленных в ходе досудебного урегулирования налоговых споров, дает положительные результаты. Так, в отчетном периоде сохраняется тенденция сокращения жалоб, в том числе поступивших от физических лиц, - их поступило на 8% меньше, чем в 1 полугодии прошлого года.
В 1 полугодии 2013 года в налоговые органы области от налогоплательщиков поступили возражения на 781 акт налоговых проверок. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество оспоренных актов увеличилось на 15,5 процентов. В том числе физическими лицами оспорено 224 акта против прошлогодних - 184.
По результатам рассмотрения материалов проверок и поступивших возражений инспекциями удовлетворены почти 82% возражений, доначисления уменьшены на 55% или на 99 млн. руб. (из 178 млн. руб. заявленных требований).
По количеству оспоренных актов наибольшее количество возражений приходится на акты Межрайонных ИФНС России № 7 по Костромской области - оспорено 253 акта, МИФНС № 7 - 227 актов, ИФНС по г. Костроме - 133 акта.
В 1 полугодии 2013 года получено 595 ходатайств об учете обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, из них удовлетворено 532 ходатайства или 89 процентов!
Причинами удовлетворения требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения возражений являются:
- представление с возражениями дополнительных документов, обосновывающих правомерность действий налогоплательщиков, не учтенных в ходе проверки, представление уточненных налоговых деклараций;
- недоказанность фактов налоговых правонарушений вследствие проведенных не в полном объеме форм налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом;
- различное понимание налогоплательщиками и налоговыми органами положений налогового законодательства в части правильности применения системы налогообложения, документального подтверждения расходов, права на имущественный вычет.
За отчетный период 2013 года Управлением рассмотрено 100 жалоб налогоплательщиков, в том числе от юридических лиц - 59, от индивидуальных предпринимателей - 16, от физических лиц - 25. Из рассмотренных жалоб наибольшее количество подано на ненормативные акты или действия ИФНС по г. Костроме - 58 жалоб, МИФНС № 7 - 21 жалоба.
По результатам рассмотрения полностью или частично удовлетворено 60 жалоб (60% от числа рассмотренных), в том числе 12 жалоб от физических лиц (20%). Выше среднеобластного показателя доля удовлетворенных жалоб на ИФНС по г. Костроме - 62 процента.

Информация о декларировании доходов
по состоянию на 01.07.2013

Согласно оперативной информации по состоянию на 1 июля 2013 года в налоговые органы Костромской области представлено 29386 деклараций по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество уменьшилось на 5 процентов.
Налоговые декларации за 2012 год представили 13203 физических лиц, имевших обязанность по представлению налоговой декларации, в частности: 10232 - в связи с продажей недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, долей в уставном капитале; 675 - в связи с получением доходов от сдачи имущества в аренду (в наем); 285 - в связи с получением дохода в порядке дарения; 1011 - индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет.
Сумма налога к доплате по представленным декларациям за 2012 год составила 61,1 млн. рублей.
В текущем году заявили имущественные налоговые вычеты по приобретению жилья 11059 налогоплательщиков, что на 1576 налогоплательщиков больше, чем в 2012 году; социальные налоговые вычеты - 5811 налогоплательщиков, что на 147 налогоплательщиков меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе заявили вычеты на обучение 3225 налогоплательщиков, на лечение и приобретение медикаментов - 2272 налогоплательщика, на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 211 налогоплательщиков.
Сумма налога к возврату по представленным декларациям за 2012 год составила около 269 млн. рублей, что почти на 8,4% больше, чем за 2011 год.
Управление напоминает, что на сайте Управления ФНС России по Костромской области размещена программа "Декларация 2012", значительно облегчающая процесс заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), примеры заполнения декларации при получении доходов от продажи имущества, при приобретении имущества (жилого дома, квартиры и т.д.), при оплате лечения и другие информационные материалы.

Заявление на возврат НДФЛ можно подать
одновременно с налоговой декларацией

Заявление на возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц можно подать одновременно с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ с заявленными налоговыми вычетами.
Такой порядок позволяет оптимизировать процедуру возврата налога на доходы физических лиц. После камеральной проверки, в случае подтверждения наличия сумм излишне уплаченного налога, налоговый орган принимает решение о возврате на основании представленного налогоплательщиком вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ заявления. Решение о возврате принимается в сроки, установленные статьей 78 НК РФ.
Узнать о ходе проверки представленной декларации по форме 3-НДФЛ можно без личного визита в налоговую инспекцию, используя электронный сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".
Для получения регистрационной карты и доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН). В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн-заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми
органами станет обязательным

На официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 03.07.2013 опубликован Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ. С целью уменьшения количества рассматриваемых споров в судах с 01.01.2014 введена обязательная досудебная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Также предусмотрена новая редакция статей 138 и 139 Налогового кодекса РФ (в частности, определены понятия "жалоба", "апелляционная жалоба", уточняются порядок и сроки обжалования актов налоговых органов). Введены три новые статьи, устанавливающие порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), а также основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Помимо этого увеличены некоторые процедурные сроки, установленные статьями 101 и 101.2 НК РФ (в частности, срок вступления в силу решений территориальных налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности увеличивается до одного месяца).


-----------------------------------------------------------------------------