По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Костромской области от 12.08.2013 по делу N А31-5011/2013 <Требование о признании незаконным решения органа федерального казначейства о возврате исполнительного листа удовлетворено, поскольку орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший факт отсутствия в этом органе лицевого счета должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия данного лицевого счета и направить туда исполнительный лист>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу № А31-5011/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2013 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола помощником судьи Антоновой Натальей Юрьевной
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя Несыновой Елены Юрьевны
к Управлению Федерального казначейства по Костромской области,
третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области
о признании незаконным решения от 25.03.2013 года № 41-05-15/1133,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Серебрякова А.В., доверенность от 15.01.2013 г.
от третьего лица: Заикин А.С., удостоверение ФПС № 354978, доверенность от 09.01.2013 г. № 50-13-1
установил:
индивидуальный предприниматель Несынова Елена Юрьевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального казначейства по Костромской области, г. Кострома от 25.03.2013 года № 41-05-15/1133.
Определением от 22.07.2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области.
Заявитель в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении судебного заседания.
Ходатайство отклонено судом, поскольку обязательной явку представителя заявителя в судебное заседание суд не признавал, собранных доказательств достаточно для рассмотрения дела по существу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика и третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда от 11.01.2013 г. по делу № А31-6663/2013 в пользу индивидуального предпринимателя Несыновой Е.Ю. с Территориального отдела надзорной деятельности г. Костромы Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 12000 руб.
Арбитражным судом Костромской области 12.02.2013 г. по делу № А31-6663/2012 выдан исполнительный лист серии АС № 05847680 о взыскании с Территориального отдела судебных расходов, который Несынова Е.Ю. 13.03.2013 г. направила в УФК по Костромской области.
Письмом от 25.03.2013 г. № 41-05-15/1133 УФК по Костромской области возвратило исполнительный лист без исполнения, указав при этом, что в Управлении отсутствует лицевой счет должника по исполнительному листу.
Не согласившись с решением органа Федерального казначейства о возврате исполнительного листа без исполнения, Несынова Е.Ю. обратилась в суд.
Несынова Е.Ю. считает, что орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Управление Федерального казначейства по Костромской области с заявленными требованиями несогласно, так как считает, что на него законодательством не возложены полномочия по самостоятельному определению соответствующего должника (ответчика), которому открыты в Управлении лицевые счета. У Территориального отдела отсутствуют открытые лицевые счета в органах Федерального казачества, поэтому Управление обоснованно вернуло исполнительный лист.
Третье лицо представило отзыв на заявление, положение о территориальном отделе надзорной деятельности г. Костромы управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, справки от 05.03.2013 г. № 12-18, от 08.08.2013 г. № 6038-12-11 об открытых лицевых счетах в Управлении Федерального казначейства Костромской области.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что Территориальный отдел надзорной деятельности г. Костромы Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, указанный в качестве должника в исполнительном листе, не являются юридическим лицом и не имеет открытых лицевых счетов.
Открытые лицевые счета в органах Федерального казначейства имеет Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, которое является юридическим лицом.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является МЧС России.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы ответчика и третьего лица, признает заявленные требования подлежащими удовлетворению, на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы во взаимосвязи с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (действующим на момент обращения заявителя в УФК по Костромской области) установлены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, а именно: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Как следует из материалов дела, территориальный отдел надзорной деятельности г. Костромы Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской является обособленным подразделением и находится в ведении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области, которое является юридическим лицом, имеет открытые лицевые счета в органах федерального казачества. Главным распорядителем денежных средств федерального бюджета является МЧС России.
Согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 № 6758/08 при отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Как установлено арбитражным судом, в данном случае управление таких действий не произвело, при этом возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем действия по возврату без исполнения исполнительного листа являются незаконными, нарушают права и законные интересы предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
решение Управления Федерального казначейства по Костромской области, выраженное в письме № 41-05-15/1133 от 25 марта 2013 г., о возврате без исполнения исполнительного листа серия АС № 005847680, выданного 12 февраля 2013 г. Арбитражным судом Костромской области по делу № А31-6663/2012 признать незаконным, как несоответствующим статьям 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Обязать Управление Федерального казначейства по Костромской области принять к исполнению исполнительный лист серия АС № 005847680, выданный 12 февраля 2013 г. Арбитражным судом Костромской области по делу № А31-6663/2012.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Костромской области, находящегося по адресу г. Кострома, ул. Красноармейская, д. 8 в пользу Несыновой Елены Юрьевны, проживающей по адресу <...>, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
Д.А.МОСУНОВ
------------------------------------------------------------------