Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 23.08.2013 N 280 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды в Костромской области на 2013-2015 годы"



ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 23 августа 2013 г. № 280

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2015 ГОДЫ"

В соответствии с перечнем мероприятий по исполнению Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2564-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года", утвержденным распоряжением губернатора Костромской области от 13 марта 2013 года № 170-р, в целях повышения уровня экологической безопасности и сохранения природных систем в Костромской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Охрана окружающей среды Костромской области на 2013-2015 годы".
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Директор департамента
природных ресурсов и охраны
окружающей среды
Костромской области
А.П.СМИРНОВ





Приложение

Утверждена
приказом
департамента
природных ресурсов и охраны
окружающей среды
Костромской области
от 23 августа 2013 г. № 280

Ведомственная целевая программа
"Охрана окружающей среды Костромской области
на 2013-2015 годы"

Глава 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование департамент природных ресурсов и охраны
разработчика программы окружающей среды Костромской области (далее -
ДПР Костромской области)

Наименование ДПР Костромской области
исполнительного органа
государственной власти
Костромской области,
ответственного за
реализацию программы

Наименование программы ведомственная целевая программа "Охрана
окружающей среды Костромской области на
2013-2015 годы" (далее - Программа)

Должностное лицо, директор ДПР Костромской области, приказ от 23
утвердившее Программу августа 2013 г. № 280
(дата утверждения), или
наименование и номер
соответствующего
нормативного акта

Основание для Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
разработки Программы "Об охране окружающей среды";
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года № 2564-р "Об утверждении
плана мероприятий по реализации Стратегии
социально-экономического развития Центрального
федерального округа на период до 2020 года";
постановление администрации Костромской области
от 21 ноября 2011 года № 442-а "О порядке
разработки, утверждения и реализации
ведомственных целевых программ Костромской
области";
постановление губернатора Костромской области от
29 октября 2009 года № 247 "О департаменте
природных ресурсов и охраны окружающей среды
Костромской области"

Исполнители программных ДПР Костромской области
мероприятий

Цели Программы Повышение уровня экологической безопасности и
сохранение природных систем в Костромской
области

Задачи Программы Развитие государственного надзора за соблюдением
законодательства в области охраны окружающей
среды и природопользования.
Формирование информационной базы о состоянии
окружающей среды в Костромской области.
Совершенствование региональной комплексной
системы мониторинга и аналитического контроля за
состоянием окружающей среды.
Создание особо охраняемых природных территорий
регионального значения и обустройство уникальных
природных объектов.
Формирование экологической культуры населения
Костромской области

Сроки реализации 2013-2015 годы
Программы

Основные мероприятия 1. Обеспечение государственного надзора за
Программы соблюдением законодательства в области охраны
окружающей среды и природопользования.
2. Обеспечение функционирования системы
мониторинга окружающей среды.
3. Реализация схемы развития и размещения особо
охраняемых природных территорий регионального
значения.
4. Обеспечение стабильного и эффективного
функционирования особо охраняемых природных
территорий регионального значения и природных
объектов.
5. Экологическое просвещение, пропаганда и
обеспечение населения области информацией о
состоянии окружающей среды и природопользования

Объем и источники Общий объем финансирования Программы на период
финансирования 2013-2015 гг. составит 5537,0 тыс. рублей за
счет средств областного бюджета, в том числе:
в 2013 году - 1321,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 2058,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 2158,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные Конечными результатами реализации Программы
результаты реализации являются:
Программы и 1) увеличение количества проверяемых объектов,
показатели ее расположенных на территории Костромской области,
эффективности в рамках осуществления регионального
экологического надзора.
Реализация мероприятий Программы, направленных
на обеспечение государственного надзора за
соблюдением законодательства в области охраны
окружающей среды и природопользования, позволит
увеличить количество проверяемых объектов
хозяйственной деятельности с 131 до 172
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в год;
2) рост устраняемости выявленных нарушений в
области охраны окружающей среды.
Реализация мероприятий Программы позволит
увеличить количество внеплановых мероприятий по
контролю, в том числе по исполнению выданных
предписаний об устранении нарушений
природоохранного законодательства с ежегодных
30-36 проверок до 57 внеплановых мероприятий;
3) обеспечение функционирования системы
мониторинга окружающей среды в
Костромской области.
Реализация мероприятий по функционированию
системы мониторинга окружающей среды позволит
обеспечить реализацию установленных полномочий
департамента в сфере охраны окружающей среды на
территории Костромской области;
4) создание правовых, управленческих механизмов,
позволяющих максимально обеспечить сохранение
типичных и уникальных природных ландшафтов,
редких и исчезающих растений и животных.
Реализация мероприятий Программы по развитию
особо охраняемых природных территорий
регионального значения направлена на реализацию
Схемы развития и размещения особо охраняемых
природных территорий регионального значения
Костромской области, утвержденной постановлением
администрации Костромской области от 16.06.2008
№ 172-а, и предусматривает проведение
комплексных обследований для обоснования
создания 3 особо охраняемых природных территорий
и проведение государственной экологической
экспертизы по указанным обосновывающим
материалам.
В целях обеспечения соблюдения режима особой
охраны ООПТ гражданами и землепользователями
планируется изготовление и установка 6
опознавательных аншлагов на особо охраняемых
природных территориях;
5) повышение уровня экологической грамотности
населения Костромской области.
Основные целевые индикаторы (показатели)
эффективности Программы:
1) количество контрольно-надзорных мероприятий,
проведенных в Костромской области;
2) доля устраняемости выявленных нарушений в
области охраны окружающей среды и
природопользования;
3) количество проведенных комплексных
экологических обследований территорий с целью
создания особо охраняемых природных территорий
регионального значения;
4) количество информационно-справочных
материалов о состоянии окружающей среды
и природно-заповедном фонде Костромской области


Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

1. Ведомственная целевая программа "Охрана окружающей среды Костромской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа) разработана в целях обеспечения организации природоохранной деятельности на территории Костромской области в рамках установленных полномочий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
2. Костромская область является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, видов растительного и животного мира, качеству состояния природной среды. Уникальность природных ресурсов имеет непосредственную потенциальную ценность для настоящего и будущего всего региона, его населения.
3. Задачи, стоящие перед экономикой Костромской области, социальные процессы, происходящие на ее территории, постоянно усложняются и приобретают комплексный, взаимосвязанный характер. Оценка и исследование природных объектов и ресурсов, поиск путей оптимизации управления природопользованием и экологической безопасностью на уровне региона являются актуальными и важными проблемами.
4. Костромская область входит в число 18 субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) Российской Федерации. Общая масса выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - ЗВ) от стационарных источников по ЦФО составила в 2011 году 1597,811 тыс. тонн, при этом доля Костромской области - 3,15%.
5. По вкладу в суммарные выбросы ЗВ от стационарных источников Костромская область занимает 9 позицию из 18 субъектов РФ в ЦФО.
Загрязнение атмосферного воздуха в городах области вызвано в основном выбросами ЗВ от автомобильного транспорта и от предприятий производства и распределения электроэнергии и теплоэнергии, от предприятий обрабатывающих производств (прежде всего, деревообработки, а также производства неметаллических минеральных продуктов) и предприятий транспорта и связи.
В совокупности предприятия электротеплоэнергетики, деревообработки, производства минпродуктов, транспорта и связи дают более 90% массы выбросов ЗВ от стационарных источников (по данным статистического наблюдения).
За последние 5 лет, по которым имеются данные (2007-2011 годы), вклад электротеплоэнергетики в выбросы ЗВ от стационарных источников составил в среднем 52%.
6. Второй (по вкладу в выбросы ЗВ от стационарных источников) группой экономической деятельности являются предприятия обрабатывающих производств, и среди них - предприятия по переработке древесины. Средний за последние 5 лет (2007-2011 годы) вклад предприятий деревообработки составил 28,5% (минимум - 23%, максимум - 35%).
Вклад предприятий производства неметаллических минеральных продуктов в указанный период составлял около 4%.
7. Предприятия группы экономической деятельности "транспорт и связь" давали вклад около 1,5% от общей массы выбросов ЗВ от стационарных источников.
8. В последние годы численность автомобильного транспорта интенсивно увеличивается. При этом проблемы надлежащего содержания дорог, их низкой пропускной способности (не соответствующей существующему количеству автотранспорта) остаются актуальными. В целом по России относительная доля автотранспорта в общих антропогенных выбросах составляет около 40%. Для Костромской области за последние 5 лет (2007-2011 годы) этот показатель стабильно превышает 50% и в 2011 году составил 52%.
9. Постоянный контроль состояния загрязненности атмосферного воздуха с определением среднесуточных концентраций ЗВ осуществляется на стационарных постах наблюдения гидрометеорологической службы (ГУ Костромской ЦГМС) в городе Костроме (4 поста: ул. Заволжская, ул. Индустриальная, ул. Коммунаров, пр-д Березовый) и городе Волгореченске (1 пост: ул. Пионерская).
В других наиболее промышленно развитых городах области контроль осуществляется передвижными пунктами региональной наблюдательной сети с определением максимально разовых концентраций ЗВ.
10. Преобладающими ЗВ, выбрасываемыми в атмосферный воздух на территории Костромской области, являются:
- от стационарных источников - оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, взвешенные вещества;
- от передвижных источников - оксид углерода, оксиды азота, углеводороды.
11. Оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдения осуществляется по следующим ЗВ:
- в городе Костроме - взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, фенол, формальдегид, хлор, аммиак, бензапирен, тяжелые металлы;
- в городе Волгореченске - взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, бензапирен, тяжелые металлы.
12. По результатам наблюдений за состоянием загрязнения атмосферного воздуха на стационарных постах в 2012 году получены следующие результаты:
1) в городе Костроме случаев высокого и экстремально высокого загрязнения не наблюдалось. Уровень загрязнения воздуха повышенный по значениям ИЗА 5 = 6,1 (бензапирен, фенол, формальдегид, диоксид азота и оксид углерода) и СИ = 4,5. Приоритетная примесь - бензапирен. За последние 6 лет (2007-2012 годы) среднее значение ИЗА 5 составило 5,3 (ни в один год не достигая 7). Средняя годовая концентрация формальдегида составила 1 ПДК; фенола - 0,7 ПДК. Средние за год концентрации диоксида азота и оксида углерода допустимых норм не превышали. По сравнению с 2011 годом уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Костроме существенно не изменился;
2) в городе Волгореченске случаев высокого и экстремально высокого загрязнения не наблюдалось. Уровень загрязнения воздуха низкий по значению ИЗА 5 = 3,0 (бензапирен, диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества и диоксид серы) и СИ = 2,8. Приоритетная примесь - бензапирен. За последние 6 лет (2007-2012 годы) среднее значение ИЗА 5 составило 3,7 (ни в один год не достигая 7). Средняя годовая концентрация диоксида азота, оксида углерода, взвешенных веществ и диоксида серы не превышали 1 ПДК. По сравнению с 2011 годом уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Волгореченске не изменился.
13. В рамках ведения гигиенического мониторинга ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" контролирует состояние воздушной среды на 8 маршрутных постах в зоне влияния промышленных предприятий и на магистралях с интенсивным движением транспорта. Лабораториями промышленных предприятий осуществляется аналитический контроль над уровнями загрязнения атмосферного воздуха в пределах санитарно-защитных зон. Ежегодно выполняется до 15 тысяч исследований атмосферного воздуха. В атмосферном воздухе определяются около 30 ЗВ, в том числе: оксиды азота, диоксид серы, сероводород, взвешенные вещества, оксид углерода, аммиак, фенол, формальдегид, бензапирен, ацетон, тяжелые металлы и др. Доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов в последние годы стабильно не превышает 1%.
14. Система особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) занимает около 1,8% процента от площади региона при оптимальном для поддержания экологического баланса уровне 10-15%. Создание новых особо охраняемых природных территорий позволит повысить эффективность мер по охране биологического разнообразия, сохранению редких видов животных и растений, организации экологического и познавательного туризма.
15. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. ООПТ имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
16. В период 2001-2008 годов на территории Костромской области был реализован проект "Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Костромской области". В работах приняли участие ученые и специалисты НИАНО "Международный институт леса", Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, ученые и студенты географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, биологического факультета Нижегородского университета, Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Координатором проекта выступил департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
17. В ходе реализации проекта, на основании материалов лесоустройства, результатов экспедиций на территории области, анализа картографического материала (ландшафтные карты области, космические снимки Landsat) проведена полная инвентаризация охраняемых территорий области и разработана научно-обоснованная схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Костромской области, представляющая в настоящее время экологический каркас области.
18. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждена постановлением администрации Костромской области от 16.06.2008 № 172-а.
19. В соответствии с Градостроительным кодексом схема ООПТ является элементом территориального планирования, в связи с чем особо охраняемые природные территории регионального значения отражены на схемах территориального планирования Костромской области, муниципальных районов и сельских поселений.
20. По состоянию на 01.12.2012 природно-заповедный фонд Костромской области составляет около 300 тыс. га (6% от общей площади области) - представлен двумя территориями федерального значения и 79 территориями регионального значения (53 заказника, 18 памятников природы и 8 туристско-рекреационных местностей) и 1 территорией местного значения.

Таблица 1

Природно-заповедный фонд Костромской области


№ Статус Наименование категории Количество Площадь, га
п/п ООПТ

1. Федеральный Заповедники 1 58939,6

Федеральный Заказники 1 36 176,0

2. Региональный Государственные природные 53 200 786,9
заказники, в том числе:

комплексные 43 184 569,0

гидрологические 5 3 219,8

ботанические 3 2 343,8

зоологические 2 10 654,3

Региональный Памятники природы 18 3 979,0

Региональный Туристско-рекреационные 9 5 631,9
местности

3. Местный Территории рекреационного 1 23,0
назначения

ВСЕГО 82 305 536,4


21. В целях сохранения уникальных природных объектов на территориях заказников и памятников природы постоянно или временно запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, если она может причинить вред природным комплексам или компонентам, то есть устанавливается режим особой охраны территории.
22. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника или памятника природы определяются положением о нем или соответствующим паспортом, утверждаемым органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
23. Значительна роль ООПТ в формировании экологического мировоззрения населения, в организации образовательного процесса в школах, бережного отношения подрастающего поколения к природе. При этом большое значение должно отводиться изданию типографской продукции, содержащей информацию о природно-заповедном фонде родного края, создаваемых и функционирующих заказниках и памятниках природы, редких видах растений и животных.
24. Таким образом, решение вопросов, связанных с организацией природоохранной деятельности на территории Костромской области в рамках установленных полномочий департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не может быть достигнуто набором мероприятий и требует программно-целевого подхода: взаимно увязанных последовательных действий, организации единого механизма реализации и эффективного управления этим процессом, полноценного финансового обеспечения, контроля за эффективностью проводимых мероприятий и получением ожидаемых результатов.
25. Реализация Программы будет способствовать установлению режима особой охраны на ООПТ, совершенствованию планомерной и целенаправленной работы по сохранению уникальных природных территорий, улучшению среды обитания редких и исчезающих растений и животных.

Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

26. Основной целью Программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем в Костромской области. Основными задачами программы являются:
1) развитие государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
2) формирование информационной базы состояния окружающей среды в Костромской области;
3) совершенствование региональной комплексной системы мониторинга и аналитического контроля за состоянием окружающей среды;
4) создание особо охраняемых природных территорий регионального значения и обустройство уникальных природных объектов;
5) формирование экологической культуры населения Костромской области.
Сроки реализации программы: 2013-2015 годы.

Глава 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

27. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета.
28. Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы составит 5537,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
Общая потребность в финансировании проекта по мероприятиям и источникам финансирования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Общая потребность в финансировании
программных мероприятий по источникам


Система мероприятий Годы Общий объем В том числе
реализации финансирования, из средств
тыс. руб. областного
бюджета,
тыс. руб.

1. Обеспечение государственного 2013 0,0 0,0
надзора за соблюдением
законодательства в области 2014 600,0 600,0
охраны окружающей среды и
природопользования 2015 0,0 0,0

ИТОГО: 600,0 600,0

2. Обеспечение функционирования 2013 1234,0 1234,0
системы мониторинга окружающей
среды 2014 1248,0 1248,0

2015 1848,0 1848,0

ИТОГО: 4330,0 4330,0

3. Реализация схемы развития и 2013 30,0 0,0
размещения особо охраняемых
природных территорий 2014 138,0 138,0
регионального значения
2015 180,0 180,0

ИТОГО: 348,0 348,0

4. Обеспечение стабильного и 2013 22,0 22,0
эффективного функционирования
особо охраняемых природных
территорий регионального
значения и природных объектов

2014 22,0 22,0

2015 80,0 80,0

ИТОГО: 124,0 124,0

5. Экологическое просвещение, 2013 35,0 35,0
пропаганда и обеспечение
населения области информацией о 2014 50,0 50,0
состоянии окружающей среды и
природопользования 2015 50,0 50,0

ИТОГО: 135,0 135,0

ИТОГО по всем мероприятиям 2013 1321,0 1321,0

2014 2058,0 2058,0

2015 2158,0 2158,0

5537,0 5537,0


29. Финансирование программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
30. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" работы будут выполняться на конкурсной основе. Порядок расчетов за выполненные работы, поставленные материалы и оборудование будет определяться контрактами и договорами на выполнение работ, заключаемыми в установленном действующим законодательством порядке.

Глава 5. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

31. В рамках реализации Программы предполагается осуществить следующий комплекс мероприятий, определяющий реализацию системы мер по обращению с отходами производства и потребления, а именно:
1) обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Основным направлением в решении данного вопроса является совершенствование материально-технического обеспечения государственного надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Предусматривается приобретение автотранспортного средства для оперативного реагирования и пресечения нарушений, влекущих загрязнение окружающей среды;
2) обеспечение функционирования системы мониторинга окружающей среды. Данный комплекс мероприятий предусматривает организацию и проведение мониторинга качественных показателей состояния поверхностных водных объектов, состояния атмосферного воздуха в Костромской области. Указанные мероприятия направлены на развитие региональной системы мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды Костромской области.
Предусматривается реализация мероприятий, направленных на модернизацию и развитие региональной системы государственного аналитического контроля за состоянием и загрязнением окружающей среды (региональной лаборатории экоаналитического контроля);
3) реализация схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий.
Настоящей Программой предусматриваются комплексные экологические обследования перспективных территорий и проведение государственной экологической экспертизы материалов указанных обследований;
4) обеспечение стабильного и эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Зоны с особыми условиями использования обозначаются на местности специальными опознавательными знаками. В целях обеспечения соблюдения режима особой охраны ООПТ гражданами и землепользователями необходимо изготовление и установка опознавательных аншлагов на особо охраняемых природных территориях. Выполнение данного вида работ предусмотрено настоящей Программой.
В целях восстановления и охраны родников на территории Костромской области от истощения и загрязнения, поддержания их в надлежащем состоянии ежегодно проводится конкурс на лучший благоустроенный родник в Костромской области.
Организатором данного конкурса является департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области. Финансирование конкурса проводится за счет областного бюджета.
В мероприятиях Программы предусмотрены средства на денежное поощрение победителям и призерам конкурса в размерах, установленных постановлением администрации Костромской области от 8 августа 2008 года № 265-а "О конкурсе по благоустройству родников на территории Костромской области";
5) экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования.
Перечень конкретных мероприятий, их содержание, необходимые ресурсы и сроки их реализации представлены в приложении к Программе.

Глава 6. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ,
ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОЦИАЛЬНЫХ,
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

32. Реализация мероприятий программы направлена на:
1) обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
2) осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга);
3) развитие территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Костромской области;
4) реализацию схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения;
5) обеспечение стабильного и эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
6) экологическое просвещение, пропаганду и обеспечение населения области информацией о состоянии окружающей среды и природопользования.
33. Конечными результатами реализации Программы являются:
1) увеличение количества проверяемых объектов, расположенных на территории Костромской области, в рамках осуществления регионального экологического надзора.
Реализация мероприятий Программы, направленных на обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, позволит увеличить количество проверяемых объектов хозяйственной деятельности с 131 до 172 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в год;
2) рост устраняемости выявленных нарушений в области охраны окружающей среды.
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить количество внеплановых мероприятий по контролю, в том числе по исполнению выданных предписаний об устранении нарушений природоохранного законодательства, с ежегодных 30-36 проверок до 57 внеплановых мероприятий;
3) обеспечение функционирования системы мониторинга окружающей среды в Костромской области.
Реализация мероприятий по функционированию системы мониторинга окружающей среды позволит обеспечить реализацию установленных полномочий ДПР Костромской области в сфере охраны окружающей среды на территории Костромской области.
Система мониторинга состояния окружающей среды в Костромской области предусматривает ежегодное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в городских округах Костромской области (территории городских округов городов Буя, Галича, Мантурово, Шарьи) по основным загрязняющим химическим веществам и качественным состоянием поверхностных водных объектов рек Костромы в районе города Буя, Ветлуги, Шарьинки в районе города Шарьи, Унжи в районе города Мантурово;
4) создание правовых, управленческих механизмов, позволяющих максимально обеспечить сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов, редких и исчезающих растений и животных.
Реализация мероприятий Программы по развитию особо охраняемых природных территорий регионального значения направлена на реализацию Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 16 июня 2008 года № 172-а, и предусматривает проведение комплексных обследований для обоснования создания 3 особо охраняемых природных территорий и проведение государственной экологической экспертизы по указанным обосновывающим материалам.
В целях обеспечения соблюдения режима особой охраны ООПТ гражданами и землепользователями планируется изготовление и установка 6 опознавательных аншлагов на особо охраняемых природных территориях;
5) повышение уровня экологической грамотности населения Костромской области.
34. Основные целевые индикаторы (показатели) Программы и их значения по годам приведены в таблице 3.

Таблица 3


Целевой индикатор Единица Значение индикаторов по годам
(показатель) измерения
2012 год 2013 2014 2015 2015 год
(базовый) год год год (конечный
результат)

- количество единицы 131 131 150 172 172
контрольно-надзорных хозяйствующих
мероприятий, субъектов
проведенных в
Костромской области

- доля устраняемости % 62,5 62,5 68,5 75,5 75,5
выявленных нарушений
в области охраны
окружающей среды и
природопользования

- количество единицы 13 13 14 16 16
проведенных обследованных
комплексных территорий
экологических
обследований
территорий с целью
создания особо
охраняемых природных
территорий
регионального
значения

- количество единицы 2 2 2 6 8
установленных информационных
информационных знаков знаков
на особо охраняемых
природных территориях
регионального
значения

- количество единицы 0 100 250 400 400
информационно- справочных
справочных материалов материалов
о состоянии
окружающей среды
и природно-заповедном
фонде Костромской
области



38. Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
39. К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относится сокращение объемов финансирования по мероприятиям программы в очередном финансовом году и имеющаяся кредиторская задолженность областного бюджета по ранее выполненным работам.

Глава 7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

40. Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно департаментом образования и науки Костромской области, исходя из степени достижения показателей результативности.
41. Для оценки эффективности расходования бюджетных средств используется количественный и качественный методы.
Количественный метод: оценка достижения показателя результативности проводится на основе анализа информации, указанной в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности.
Качественный метод: достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.

42. При расчете эффективности реализации Программы используются основные целевые показатели и их коэффициенты весомости (таблица № 2).

Таблица № 4


Целевые показатели Коэффициент
весомости
(К1, К2, ...,
К5)

Количество контрольно-надзорных мероприятий, проведенных 0,3
в Костромской области

Доля устраняемости выявленных нарушений в области охраны 0,3
окружающей среды и природопользования

Количество проведенных комплексных экологических 0,2
обследований территорий с целью создания особо охраняемых
природных территорий регионального значения

Количество установленных информационных знаков на особо 0,1
охраняемых природных территориях регионального значения

Количество информационно-справочных материалов о состоянии 0,1
окружающей среды и природно-заповедном фонде Костромской
области

Всего 1,0


43. Эффективность реализации Программы рассчитывается по формуле:

Эобщ = (Р1 x К1 + Р2 x К2 + Р3 x К3 + Р4 x К4 + Р5 х К5) x 100%,

где:
Р1, ... Р5 - степень достижения целевого показателя,
К1, ... К5 - коэффициент весомости.
При значении показателя эффективности до 50 процентов эффективность Программы признается низкой, при значении показателя от 50 процентов до 85 процентов - средней, свыше 85 процентов - высокой.

Глава 8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ

44. Для достижения поставленной цели и задач департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области проводит анализ выполнения программных мероприятий, осуществляет мониторинг заявленных и фактически достигнутых показателей.
45. Количество контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в Костромской области.
Единица измерения - единицы хозяйствующих субъектов.
Используются: данные департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области об осуществлении регионального государственного экологического надзора, результаты мониторинга за состоянием окружающей природной среды за отчетный период.
Показатель определяется ежегодно как количество проведенных мероприятий по государственному экологическому надзору по объектам, подлежащим региональному надзору.
46. Доля устраняемости выявленных нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Единица измерения - процент.
Показатель определяется ежегодно как отношение общего количества ликвидированных (устраненных) нарушений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования к общему числу нарушений, выявленных в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора за отчетный период.
47. Количество проведенных комплексных экологических обследований территорий с целью создания особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Единица измерения - единицы обследованных территорий.
Используются: данные департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области по реализации Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Костромской области, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 16 июня 2008 года № 172-а.
Показатель определяется ежегодно как количество проведенных комплексных обследований для обоснования создания особо охраняемых природных территорий.
48. Количество установленных информационных знаков на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Единица измерения - единицы информационных знаков.
Используются: данные департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Показатель определяется ежегодно как число установленных информационных знаков в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения.
49. Количество информационно-справочных материалов о состоянии окружающей среды и природно-заповедном фонде Костромской области.
Используются: отчетность департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в сфере организации экологического просвещения населения Костромской области.
Показатель определяется ежегодно как число подготовленных буклетов, информационных докладов, справочников о состоянии окружающей среды в Костромской области.

Глава 9. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ


48. Система управления Программой состоит в следующем.
Ответственность за реализацию Программы и представление ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, который:
1) определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации Программы;
2) проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
3) обеспечивает контроль реализации Программы, включающий контроль за целевым использованием денежных средств;
4) осуществляет сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет информацию о реализации Программы в департамент экономического развития Костромской области;
5) осуществляет корректировку мероприятий Программы по согласованию с департаментом экономического развития Костромской области и департаментом финансов Костромской области в соответствии с постановлением администрации области от 21 ноября 2011 года № 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области".
49. Одним из необходимых условий для эффективности реализации мероприятий в рамках программных мероприятий является достаточное финансирование выполнения программных мероприятий.
50. Реализация данной Программы может развиваться по двум направлениям в зависимости от развития экономической и финансовой ситуации:
1) реализация данной Программы в предложенных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей в течение сроков реализации.
При этом варианте решение целей и задачи Программы, достижение целевых индикаторов будет достигнуто.
При использовании данного варианта могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, недостаточным учетом мониторинговых исследований хода реализации Программы, что может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий и объемов их финансирования.
Нейтрализовать данные риски предполагается путем контроля над ходом реализации Программы субъектом бюджетного планирования и планированием объемов финансирования программных мероприятий в тесной привязке к реальной ситуации;
2) реализация данной Программы в уменьшенном объеме финансирования.
Сокращение финансирования Программы приведет к невозможности реализации части программных мероприятий.
К рискам, указанным в первом варианте, добавятся следующие: уменьшенный объем финансирования будет направлен лишь на реализацию наиболее приоритетных мероприятий, что не позволит получить устойчивый и положительный эффект, на который рассчитана Программа.
При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.





Приложение
к Ведомственной целевой программе
"Охрана окружающей среды Костромской
области на 2013-2015 годы"

Система программных мероприятий ведомственной целевой
программы "Охрана окружающей среды Костромской области
на 2013-2015 годы"


№ Мероприятие Ответственный Источник Объемы 2013- Ожидаемые
п/п исполнитель финанси- финансирования 2015 результаты
рования мероприятий, тыс. годы
руб.

2013 2014 2015

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Обеспечение государственного надзора за соблюдением законодательства
в области охраны окружающей среды и природопользования

1.1 Материально- Департамент Областной 0,0 600,0 0,0 600,0 Увеличение
техническое природных бюджет количества
обеспечение ресурсов и проверяемых
эффективной охраны объектов, рост
деятельности окружающей устраняемости
органов надзора среды выявленных
в сфере охраны Костромской нарушений в
окружающей области рамках
среды осуществления
регионального
Итого по мероприятию 1 Областной 0,0 600,0 0,0 600,0 экологического
бюджет надзора

2. Обеспечение функционирования системы мониторинга окружающей среды

2.1 Организация и Департамент Областной 694,0 708,0 708,0 2110,0 Обеспечение
проведение природных бюджет функционирова-
мониторинга ресурсов и ния системы
качественных охраны мониторинга
показателей окружающей окружающей
состояния среды среды
поверхностных Костромской
водных объектов области

2.2 Организация и Департамент Областной 540,0 540,0 540,0 1620,0
проведение природных бюджет
мониторинга ресурсов и
состояния охраны
атмосферного окружающей
воздуха среды
Костромской
области

2.3 Модернизация и Департамент Областной 0,0 0,0 600,0 600,0
развитие природных бюджет
региональной ресурсов и
системы охраны
государственно- окружающей
го среды
аналитического Костромской
контроля за области
состоянием и
загрязнением
окружающей
среды
(атмосферный
воздух,
водные объекты,
почвы)

Итого по системе мероприятий Областной 1234,0 1248,0 1848,0 4330,0
2 бюджет

3. Реализация схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий
регионального значения

3.1 Проведение Департамент Областной 0,0 58,0 100,0 158,0 Создание особо
комплексных природных бюджет охраняемых
экологических ресурсов и природных
обследований охраны территорий
территорий с окружающей регионального
целью создания среды значения
особо Костромской
охраняемых области
природных
территорий
регионального
значения

3.2 Организация Департамент Областной 30,0 80,0 80,0 190,0
проведения природных бюджет
государственной ресурсов и
экологической охраны
экспертизы окружающей
объектов среды
регионального Костромской
уровня области

Итого по системе мероприятий Областной 30,0 138,0 180,0 348,0
3 бюджет

4. Обеспечение стабильного и эффективного функционирования особо охраняемых природных
территорий регионального значения и природных объектов

4.1 Изготовление и Департамент Областной 0,0 0,0 58,0 58,0 Обеспечение
установка природных бюджет сохранения
информационных ресурсов и природных
знаков на особо охраны ландшафтов,
охраняемых окружающей объектов,
природных среды редких и
территориях Костромской исчезающих
регионального области растений и
значения животных

4.2 Проведение Департамент Областной 22,0 22,0 22,0 22,0
конкурса на природных бюджет
благоустройство ресурсов и
родников на охраны
территории окружающей
Костромской среды
области Костромской
области

Итого по мероприятию 4 Областной 22,0 22,0 80,0 124,0
бюджет

5. Экологическое просвещение, пропаганда и обеспечение населения области
информацией о состоянии окружающей среды и природопользования

5.1 Подготовка и Департамент Областной 35,0 50,0 50,0 135,0 Формирование
издание природных бюджет экологической
ежегодного ресурсов и культуры
регионального охраны населения
доклада о окружающей Костромской
состоянии среды области
природных Костромской
ресурсов и области
охраны
окружающей
среды
Костромской
области

Итого по мероприятию 5 Областной 35,0 50,0 50,0 135,0
бюджет

Итого по всем мероприятиям 1321,0 2058,0 2158,0 5537,0



-----------------------------------------------------------------------------