Решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2013 по делу N А31-5740/2013 <Требование о признании незаконными действий Управления Росприроднадзора, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворено, поскольку установлено, что банк не осуществляет деятельность по размещению отходов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу № А31-5740/2013

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 4 октября 2013 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Костромской области
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области
о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 292087 руб. 17 коп., об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды в сумме 292087 руб. 17 коп.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефремовой Т.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Коснырева Г.В., доверенность от 17.12.2010,
от Управления - Нечаева Н.Ф., доверенность от 22.07.2013,

установил:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Костромской области (далее - Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 292087 руб. 17 коп., об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды в сумме 292087 руб. 17 коп.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на заявление.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Костромской области в соответствии с приказом Ростехнадзора № 557 от 08.06.2006 года (Минюст РФ рег. № 8077 от 17.07.2006) ежеквартально в 2010, 2011, 2012 г. г. в добровольном порядке вносил плату за негативное воздействие в соответствии "Плановым годовым размером платежей за загрязнение окружающей природной среды", который определялся Банком и согласовывался с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне - Росприроднадзор) (пункт 4.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, зарегистрированных в Минюсте РФ 23.03.1993 № 190).
В соответствии с представленными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду Банк вносил обязательные платежи за размещение отходов.
Банком 05.03.2013 года были представлены корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) по главному управлению и по обособленным подразделениям РКЦ за 2010, 2011, 2012 годы с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) за 2010-2012 годы в размере 292 787 руб. 44 коп.
К данному заявлению были приложены уточненные расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетные периоды 2010-2012 годы по Главному управлению Банка России по Костромской области, а также по ликвидированным обособленным подразделениям: Расчетно-кассовому центру г. Нея (1, 2 квартал 2010 года) и Расчетно-кассовому центру г. Буй (2010 год и 1, 2 квартал 2011 года).
Расчетно-кассовый центр г. Галич, Расчетно-кассовый центр г. Мантурово, Расчетно-кассовый центр г. Шарья направили уточненные расчеты за отчетные периоды 2010-2012 годы заказной почтой с уведомлением.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы оплачена Банком платежными поручениями в размере 292787 рублей 44 копейки.
Управление Росприроднадзора письмами от 19.03.2013 № 06-21-03/909, от 19.03.2013 № 06-21-03/905, от 19.03.2013 № 06-21-03/904, от 19.03.2013 № 06-21-03/889 оставило указанные заявления без удовлетворения (за исключением возврата излишне уплаченных платежей за хранение отработанных ламп на срок менее шести месяцев в сумме составляющих 700 руб. 27 коп), указав при этом, что Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" подтверждена позиция Управления по взиманию платы за НВОС в части размещения отходов от организаций.
При этом Управление указало, что из договоров со специализированными организациями по оказанию услуг по вывозу и размещению ТБО следует, что плата за негативное воздействие за размещение отходов в тариф не заложена.
С учетом данного обстоятельства, по мнению Управления, именно банк, являясь природопользователем, осуществляющим негативное воздействие на окружающую среду, обязан своевременно осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
Аналогичную позицию ответчик занял и в ходе судебного разбирательства.
Между сторонами отсутствует спор в части размера произведенных в 2010-2012 гг. платежей - 292787 рублей 44 копейки.
В связи с тем, что Управлением самостоятельно осуществлен возврат излишне уплаченных платежей в размере 700 рублей 27 копеек, Банком заявлены требования о возврате излишне уплаченных платежей в размере 292087 рублей 17 копеек.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона № 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08.
В пункте 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-0 разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Из материалов дела следует, что в процессе осуществления своей деятельности у Банка образуются твердые бытовые отходы.
Банком заключены договоры на оказание услуг по вывозу и размещению отходов. При этом, сам Банк не осуществляет деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, и, следовательно, у него отсутствовала обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом этого суд приходит к выводу о том, что действия административного органа, направленные на отказ возвратить Банку плату за размещение отходов, являются незаконными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Федеральным законам от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"), от 13.12.2010 № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", внесены изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства от 30.06.2004 № 400.
На основании приказа Роприроднадзора от 29.09.2010 № 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717", Управление Росприроднадзора по Костромской области приступило к исполнению функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды в части ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Статьей 218 Бюджетного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 26.04.2007 № 63-ФЗ) установлено, что в функции администратора доходов бюджета входит уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010 № 311 "О наделении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочиями администраторов доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на соответствующей территории наделен бюджетными полномочиями администратора доходов по кодам доходов федерального бюджета бюджетной классификации, в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с п. 2 приказа управление Росприроднадзора по Костромской области осуществляет на территории области: проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду; взыскание задолженности по платежам в бюджет.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.10.2010 № 332 "О внесении изменений в Приказ Росприроднадзора от 20.10.2010 № 311" внесены изменения в п. 1 и п. 2 приказа № 311. В частности, Федеральная служба Росприроднадзор и ее территориальные органы наделены полномочиями в части: начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления поступлений в бюджет; взыскания задолженности по поступлениям в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) поступлении в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, предоставления в органы Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата; принятия решений о зачете (уточнении) поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства.
С учетом изложенного именно Управление Росприроднадзора по Костромской области вправе и обязано совершать действия, направленные на возврат излишне уплаченных сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области по отказу в возврате Центральному банку Российской Федерации (Банку России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Костромской области излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 292 087 руб. 17 коп. признать незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 - 2012 годы в размере 292 087 руб. 17 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
А.В.ЗИНОВЬЕВ


------------------------------------------------------------------