Постановление Администрации Костромской области от 11.10.2013 N 406-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. № 406-а

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, администрация Костромской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов по курируемым сферам деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.
4. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ





Приложение
к постановлению
администрации
Костромской области
от 11 октября 2013 г. № 406-а

Прогноз
социально-экономического развития Костромской области
на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

Прогноз социально-экономического развития области разработан в двух вариантах (пояснительная записка согласно приложению).


№ Показатели Единица Отчет Оценка Прогноз
п/п измерения
2012 2013 2014 2015 2016

вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2

------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Нумерация столбцов дана в соответствии с официальным текстом документа.
------------------------------------------------------------------
1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12

Раздел 1. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

1. Валовой млн. руб. 123 960,0 134 834,8 143 809,4 146 799,5 157 751,7 162 595,1 173 695,7 180 766,7
региональный (оценка)
продукт
(в текущих
основных ценах
соответствующих
лет) - всего

индекс % к 102,5 103,2 101,0 103,1 103,0 104,0 103,0 104,0
физического предыдущему (оценка)
объема году в
сопоставимых
ценах

Раздел 2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

2. Объем млн. руб. 127 322,6 136 788,2 147 631,0 150 969,0 164 902,3 171 116,7 183 843,8 193 205,2
отгруженных
товаров
собственного
производства,
выполненных
работ и услуг
собственными
силами - всего

индекс % к 103,9 105,9 101,0 103,3 103,7 105,3 104,7 106,0
промышленного предыдущему
производства году

в том числе
по видам
экономической
деятельности:

1) добыча полезных % к 55,3 111,2 119,4 124,0 112,8 116,0 114,4 117,8
ископаемых предыдущему
году

2) обрабатывающие % к 104,8 108,4 101,3 104,3 104,9 106,8 106,3 107,9
производства предыдущему
году

из них:

производство % к 107,4 98,0 100,1 103,0 101,0 103,0 101,4 103,0
пищевых предыдущему
продуктов, году
включая напитки,
и табака

текстильное и % к 84,9 350,4 100,5 102,0 101,4 103,0 102,0 104,0
швейное предыдущему
производство году

производство % к 109,6 103,6 101,0 101,3 101,0 101,9 101,0 102,0
кожи, изделий предыдущему
из кожи и году
производство
обуви

обработка % к 105,0 102,3 101,0 103,5 100,4 100,4 100,0 100,0
древесины и предыдущему
производство году
изделий
из дерева

целлюлозно- % к 131,3 111,5 105,7 122,6 103,8 108,7 101,5 102,7
бумажное предыдущему
производство, году
издательская и
полиграфическая
деятельность

химическое % к 74,3 101,0 101,0 104,3 101,8 104,8 102,0 102,2
производство предыдущему
году

производство % к 117,1 110,0 101,8 102,8 101,9 102,8 103,0 103,2
резиновых и предыдущему
пластмассовых году
изделий

производство % к 104,4 103,7 109,5 110,2 110,3 112,5 111,2 113,6
прочих предыдущему
неметаллических году
минеральных
продуктов

металлургическое % к 103,3 100,0 98,2 107,6 125,7 127,5 129,4 130,2
производство и предыдущему
производство году
готовых
металлических
изделий

производство % к 112,0 100,5 101,0 103,9 117,2 120,1 118,8 121,7
машин и предыдущему
оборудования году

производство % к 109,6 109,8 101,4 103,8 101,7 102,1 101,7 102,6
электрооборудо- предыдущему
вания, году
электронного и
оптического
оборудования

производство % к 104,6 108,0 102,5 105,1 102,8 105,4 103,0 105,6
транспортных предыдущему
средств и году
оборудования

прочие % к 104,0 104,0 101,5 103,0 101,5 103,5 102,0 104,0
производства предыдущему
году

3) производство и % к 103,2 98,1 100,0 100,1 100,1 100,7 100,1 100,3
распределение предыдущему
электроэнергии, году
газа и воды

Раздел 3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

3. Продукция млн. руб. 15 989,3 16 406,4 17 147,4 17 847,6 18 182,6 19 676,6 19 149,8 21 858,7
сельского
хозяйства в
хозяйствах
всех категорий

индекс % к 100,3 100,4 100,4 104,5 100,7 104,5 100,4 105,8
производства предыдущему
продукции году в
сопоставимых
ценах

в том числе
по категориям
хозяйств:

1) сельскохозяйст- % к 101,5 100,5 100,5 107,5 101,1 106,1 100,4 106,8
венные предыдущему
организации году в
сопоставимых
ценах

2) крестьянские % к 92,5 112,2 100,7 105,0 102,7 103,8 102,1 102,6
(фермерские) предыдущему
хозяйства и у году в
индивидуальных сопоставимых
предпринимателей ценах

3) хозяйства % к 99,6 100,2 100,3 102,0 100,2 103,2 100,4 105,1
населения предыдущему
году в
сопоставимых
ценах

Раздел 4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

4. Оборот розничной млн. руб. 63 254,5 70 259,7 76 723,6 77 166,3 83 944,5 84 913,5 92 372,3 93 972
торговли

индекс % к 104,9 104,1 104,0 104,6 104,5 105,1 105,1 105,7
физического предыдущему
объема году в
сопоставимых
ценах

5. Оборот млн. руб. 2 869,2 3 233,0 3 601,6 3 615,2 4 019,9 4 050,2 4 495,1 4 545,9
общественного
питания

индекс % к 102,7 106,3 106,2 106,6 106,5 106,9 106,7 107,1
физического предыдущему
объема году в
сопоставимых
ценах

6. Объем платных млн. руб. 18 079,2 20 515,0 22 696,1 22 980,5 25 111,5 25 784,6 27 782,9 28 941,3
услуг населению

индекс % к 103,4 102,5 103,0 104,3 103,3 104,7 103,7 105,2
физического предыдущему
объема году в
сопоставимых
ценах

7. Индекс декабрь к 107,5 106,8 106,2 106,0 105,2 105 105 104,8
потребительских декабрю
цен предыдущего
года, %

Раздел 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

8. Экспорт товаров млн. дол. 191,8 208,4 208,1 210,1 209,1 211,0 210,2 212,7
- всего США

в том числе:

1) в страны млн. дол. 143,6 149,9 149,3 150,8 150,1 151,5 150,9 152,9
дальнего США
зарубежья

2) в государства - млн. дол. 48,2 58,5 58,8 59,3 59,0 59,5 59,3 59,8
участники СНГ США

9. Импорт товаров - млн. дол. 178,1 180,5 180,4 183,5 181,8 184,9 184,5 188,4
всего США

в том числе:

1) из стран млн. дол. 142,3 144,0 143,9 146,6 145,1 147,9 147,3 150,8
дальнего США
зарубежья

2) из государств - млн. дол. 35,8 36,5 36,5 36,9 36,7 37,0 37,2 37,6
участников СНГ США

Раздел 6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

10. Объем инвестиций млн. руб. 21 147,6 25 767,5 28 337,5 30 020,4 35 105,6 39 850,0 37 546,2 42 652,3
(в основной
капитал) за счет
всех источников
финансирования

индекс % к 113,7 115,1 104,0 110,1 116,7 125,0 100,4 100,5
физического предыдущему
объема году в
сопоставимых
ценах

в том числе:

объем инвестиций млн. руб. 13 108,8 15 923,6 17 163,7 18 789,2 21 376,3 25 065,1 22 792,2 26 974,2
в основной
капитал за счет
всех источников
финансирования
(без субъектов
малого
предприниматель-
ства и
параметров
неформальной
деятельности) -
всего

индекс % к 108,1 114,7 101,9 111,5 117,3 125,6 100,1 101,0
физического предыдущему
объема году в
сопоставимых
ценах

из них по видам
экономической
деятельности
(без субъектов
малого
предприниматель-
ства и
параметров
неформальной
деятельности):

сельское млн. руб. 554,3 508,7 544,2 550,1 588,6 817,6 627,1 873,7
хозяйство,
охота и лесное
хозяйство

добыча полезных млн. руб. 7,4 6,5 6,2 7,0 6,6 7,6 7,0 8,1
ископаемых

обрабатывающие млн. руб. 2 844,8 4 918,2 5 280,4 6 216,0 8 660,3 11 241,4 9 220,2 12 025,1
производства

в том числе:

производство млн. руб. 140,9 284,2 317,4 374,7 548,4 745,8 585,6 797,4
пищевых
продуктов,
включая напитки,
и табака

текстильное и млн. руб. 52,7 56,0 48,2 59,3 51,0 62,9 54,3 67,0
швейное
производство

производство млн. руб. 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8
кожи, изделий
из кожи и
производство
обуви

обработка млн. руб. 621,6 663,0 708,0 727,1 781,8 807,0 865,9 908,7
древесины и
производство
изделий
из дерева

целлюлозно- млн. руб. 65,6 23,7 25,8 26,0 28,0 28,5 30,0 30,5
бумажное
производство,
издательская и
полиграфическая
деятельность

химическое млн. руб. 43,4 50,6 49,0 53,6 52,0 57,2 55,3 61,0
производство

производство млн. руб. 19,2 40,8 15,3 20,2 16,5 21,9 17,9 24,0
резиновых и
пластмассовых
изделий

производство млн. руб. 991,8 683,4 738,6 785,7 1 715,2 2 156,2 1 812,4 2 285,4
прочих
неметаллических
минеральных
продуктов

металлургическое млн. руб. 189,1 2 157,6 2 000,3 2 697,6 3 931,3 5 680,1 4 151,1 6 015,8
производство и
производство
готовых
металлических
изделий

производство млн. руб. 90,9 252,4 650,0 712,3 760,0 862,3 810,0 947,0
машин и
оборудования

производство млн. руб. 85,6 103,0 85,0 110,3 88,0 117,9 94,0 126,0
электрооборудо-
вания,
электронного и
оптического
оборудования

производство млн. руб. 297,5 322,6 341,7 346,5 366,5 375,3 398,1 409,7
транспортных
средств и
оборудования

прочие млн. руб. 246,0 280,4 300,5 302,1 321,0 325,6 345,0 351,9
производства

производство и млн. руб. 2 040,6 2 249,7 2 338,4 2 514,3 2 530,0 2 741,3 2 755,1 2 985,4
распределение
электроэнергии,
газа и воды

строительство млн. руб. 29,5 31,6 28,9 34,2 30,6 38,4 32,6 42,3

транспорт и млн. руб. 3 820,8 3 924,0 4 050,7 4 172,3 4 327,7 4 475,3 4 641,2 4 837,7
связь

Раздел 7. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

11. Денежные доходы млн. руб. 126 242,4 141 391,5 156 944,6 157 510,2 174 208,5 175 466,3 193 371,4 195 469,5
населения

в том числе:

1) доходы от млн. руб. 11 103,3 13 323,9 15 722,2 15 855,5 18 395,0 18 709,4 21 338,2 21 890,0
предприниматель- (оценка)
ской
деятельности

2) оплата труда млн. руб. 44 813,5 49 796,2 54 886,8 55 146,1 60 892,8 61 468,3 67 813,3 68 775,6
(оценка)

3) социальные млн. руб. 34 963,9 38 993,1 43 334,1 43 494,2 47 977,3 48 346,3 52 929,5 53 550,3
выплаты - всего (оценка)

из них:

пенсии млн. руб. 24 150,0 27 048,0 30 158,5 30 293,8 33 476,0 33 777,5 36 990,9 37 493,1
(оценка)

пособия и млн. руб. 10 075,9 11 184,3 12 392,2 12 414,6 13 693,4 13 755,3 15 103,8 15 213,4
социальная (оценка)
помощь

стипендии млн. руб. 228,0 250,8 273,4 275,9 298,0 303,5 324,8 333,8
(оценка)

4) доходы от млн. руб. 3 602,5 4 323,0 5 144,4 5 187,6 6 121,8 6 225,2 7 285,0 7 470,2
собственности (оценка)

5) другие доходы млн. руб. 31 759,2 34 955,3 37 857,1 37 826,8 40 821,5 40 717,1 44 005,5 43 783,3
(включая (оценка)
"скрытые", от
продажи валюты,
денежные
переводы и пр.)

12. Реальные в % к 104,1 104,1 105,4 105,8 105,7 106,1 105,8 106,2
располагаемые предыдущему
денежные доходы году
населения

13. Денежные доходы рублей 15 931,6 17 914,1 19 949,5 20 021,4 22 198,7 22 359,0 24 683,0 24 950,8
в расчете на
душу населения
в месяц

14. Расходы млн. руб. 120 238,9 135 591,5 151 444,6 151 910,2 168 908,5 170 066,3 188 371,4 190 269,5
населения

в том числе:

1) покупка товаров млн. руб. 83 510,4 94 789,3 103 959,2 104 887,5 114 201,4 116 098,9 126 000,9 129 079,9
и оплата услуг

из них - покупка млн. руб. 66 123,7 73 492,7 80 325,2 80 781,5 87 964,4 88 963,7 96 867,4 98 517,9
товаров

2) обязательные млн. руб. 10 693,3 12 081,6 13 168,9 13 229,4 14 354,1 14 486,1 15 646,0 15 862,3
платежи и
разнообразные
взносы

3) прочие расходы млн. руб. 26 035,2 28 720,6 34 316,5 33 793,3 40 353,0 39 481,3 46 724,5 45 327,3

15. Средний размер руб. 8 669,6 9 593,8 10 514,5 10 514,5 11 472,1 11 472,1 12 619,3 12 619,3
назначенных
месячных пенсий
пенсионеров,
состоящих на
учете в системе
Пенсионного
фонда Российской
Федерации

Реальный размер % к 101,9 102,9 103,9 103,9 103,7 103,7 104,7 104,7
назначенных предыдущему
пенсий году

16. Величина руб. 6 312 6 826 7 201 7 201 7 575 7 575 7 961 7 961
прожиточного
минимума в
среднем на душу
населения
в месяц

17. Численность % ко всему 15,0 14,8 14,6 14,6 14,4 14,4 14,2 14,2
населения населению
с денежными
доходами ниже
величины
прожиточного
минимума

Раздел 8. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

18. Прибыль млн. руб. 16 746 18 371 20 024 20 189 22 026 22 410 24 339 24 987
организаций
для целей
налогообложения

19. Амортизация млн. руб. 3 875,5 3 956,9 4 055,8 4 067,7 4 177,5 4 197,8 4 315,3 4 344,8
для целей
налогообложения

Раздел 9. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

20. Численность тыс. человек 403,4 400,8 399,0 399,0 397,6 397,6 396,6 396,6
трудовых
ресурсов

21. Численность тыс. человек 310,5 308,8 307,7 307,7 306,9 306,9 306,3 306,3
занятых в
экономике
(среднегодовая)

22. Уровень % 1,02 0,91 0,91 0,88 0,88 0,85 0,85 0,83
зарегистрирован-
ной безработицы
(в среднем
за период)

23. Численность тыс. человек 3,6 3,2 3,2 3,1 3,1 3,0 3,0 2,9
безработных,
зарегистрирован-
ных в службах
занятости
(в среднем
за период)

24. Среднесписочная тыс. человек 206,6 204,9 203,5 203,9 202,5 203,3 201,9 203,1
численность
работников
организаций -
всего

25. Фонд начисленной млн. руб. 41 881,8 46 538,5 51 296,1 51 538,4 56 909,2 57 447,0 63 376,9 64 276,3
заработной платы
всех работников

26. Среднемесячная руб. 16 895,5 18 923,0 21 004,5 21 061,3 23 420,0 23 546,5 26 160,1 26 372,1
заработная плата
работников

27. Выплаты млн. руб. 408,1 448,9 484,8 493,8 523,6 543,2 565,5 597,5
социального
характера

Раздел 10. ДЕМОГРАФИЯ

28. Численность тыс. человек 660,3 657,7 655,6 655,6 654,0 654,0 652,8 652,8
постоянного
населения
(среднегодовая)

темп роста % к 99,4 99,6 99,7 99,7 99,8 99,8 99,8 99,8
(снижения) предыдущему
году

Раздел 11. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

29. Численность тыс. человек 33,2 35,7 35,7 37,3 37,3 37,9 37,9 39,6
детей в
дошкольных
образовательных
учреждениях

30. Численность человек 62 335 63 182 63 518 64 074 63 916 64 205 64 309 64 598
обучающихся в
общеобразова-
тельных
учреждениях
(без вечерних
(сменных)
общеобразовате-
льных
учреждений)
(на начало
учебного года) -
всего

в том числе:

1) государственных человек 62 131 62 955 63 283 63 834 63 671 63 955 64 059 64 343
и муниципальных

2) негосударствен- человек 204 230 235 240 245 250 250 255
ных

31. Обеспеченность:

1) больничными коек на 10 98,3 95,8 96,1 96,1 96,2 96,2 96,4 96,4
койками тыс.
населения

2) амбулаторно- посещений в 255,4 256,3 288,7 294,1 294,7 302,9 295,1 303,4
поликлиническими смену на 10
учреждениями тыс.
населения

3) врачами человек на 35,7 36,7 38,1 38,3 38,6 39,0 38,8 39,9
10 тыс.
населения

4) средним человек на 121,3 124,4 130,1 130,8 131,6 133,1 132,3 135,8
медицинским 10 тыс.
персоналом населения

5) общедоступными учреждений 61,3 59,9 58,5 59,3 57,1 57,9 55,6 56,4
библиотеками на 100 тыс.
населения

6) учреждениями учреждений 60,1 59,7 59,9 59,6 59,7 59,4 59,5 59,2
культурно- на 100 тыс.
досугового типа населения

7) дошкольными мест на 1000 691,0 693,0 696,0 699,0 702,0 707,0 704,0 710,0
образовательными детей в
учреждениями возрасте 1-6
лет

32. Общая площадь кв. м 25,7 26,1 26,5 26,5 26,8 27,0 27,2 27,5
жилых помещений,
приходящаяся
в среднем на
1 жителя (на
конец года)

Раздел 12. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

33. Инвестиции млн. руб. 145,4 428,8 176,4 216,5 245,6 310,0 198,0 250,3
в основной
капитал,
направленные
на охрану
окружающей среды
и рациональное
использование
природных
ресурсов за счет
всех источников
финансирования

34. Сброс млн. куб. м 47,4 47,1 46,8 45,2 46,2 44,7 46,1 44,1
загрязненных
сточных вод в
поверхностные
водные объекты

темп роста % к 102,1 99,4 99,4 96,0 98,7 98,9 99,8 98,7
(снижения) предыдущему
году

35. Выбросы в тыс. т 52,3 52,0 52,0 52,2 52,0 52,2 52,0 52,2
атмосферный
воздух
загрязняющих
веществ,
отходящих от
стационарных
источников

темп роста % к 103,8 99,4 100,0 100,4 100,0 100,0 100,0 100,0
(снижения) предыдущему
году

36. Объем млн. куб. м 1 906,9 1 922,2 1 980,9 1 990,5 2 002,4 2 055,8 2 015,2 2 086,1
водопотребления

темп роста % к 100,1 100,8 103,1 103,6 101,1 103,3 100,6 101,5
(снижения) предыдущему
году

37. Объем млн. куб. м 128,5 130,2 135,1 140,5 139,0 149,0 142,1 152,7
оборотного и
последовательно-
го использования
воды

темп роста % к 132,2 101,3 103,8 107,9 102,9 106,1 102,2 102,5
(снижения) предыдущему
году






Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Костромской области
на 2014 год и плановый период
2015 и 2016 годов

Пояснительная записка

Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработан на основе сценарных условий развития экономики и социальной сферы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с учетом Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года № 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года", итогов развития области в январе-августе 2013 года, предложений крупных предприятий и организаций области по оценке текущего года и перспективах развития на 2014-2016 годы.
Прогноз социально-экономического развития области разработан в двух вариантах. Первый вариант прогноза (консервативный) предполагает сохранение в прогнозируемом периоде существующих тенденций развития при менее благоприятных внешних и внутренних условиях функционирования экономики и социальной сферы. Второй вариант (умеренно-оптимистичный) предполагает наличие благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики и социальной сферы при позитивном воздействии на изменение сложившейся ситуации. Вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации.
На заседании бюджетной комиссии при губернаторе Костромской области 19 июля 2013 года для формирования проекта областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов выбран второй, умеренно-оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития Костромской области.

Раздел 1. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Анализ основных тенденций социально-экономического развития региона показывает, что 2010-2011 годы были периодом восстановления экономики после кризисного падения в 2009 году. По большинству показателей экономика области демонстрировала устойчивый рост.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 2011 год вырос на 3,9 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году и составил 111,5 млрд. рублей.
В структуре ВРП 34 процента занимает промышленное производство, 15 процентов - оптовая и розничная торговля, 11 процентов - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, 9 процентов - транспорт и связь. Эти сектора экономики оказывают основное влияние на изменение ВРП.
2012 год характеризуется для региона переходом к новой, более низкой траектории экономического роста, как и по России в целом.
В 2012 году динамика ВРП оценивается на уровне 2,5 процентов относительно 2011 года в сопоставимых ценах со снижением на 1,5 процентных пункта по сравнению с показателем прогноза социально-экономического развития Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а). Основным фактором снижения динамики ВРП стало замедление темпов роста промышленного производства к уровню 2011 года, оборота розничной торговли, сокращение сельскохозяйственного производства.
Объем ВРП снижен в 2012 году на 2,7 млрд. рублей от прогнозного показателя и составит 124,0 млрд. рублей. На это повлияло также снижение объема ВРП Костромской области за 2011 год по второй оценке Росстата.
В 2013 году экономический рост ожидается на уровне 3,2 процента к предыдущему году и будет обеспечен преимущественно существенным увеличением промышленного производства (на 5,9 процента), розничной торговли (на 4,1 процента). Также рост экономики будет обеспечен динамикой валового накопления, темпы роста инвестиций в основной капитал составят 15,1 процента. Сдерживающими факторами экономического роста региона станут невысокие темпы роста в строительном бизнесе (на 2,0 процента) и сельском хозяйстве (0,4 процента).
В прогнозном периоде (2014-2016 годов) сохранятся тенденции роста экономики. В 2014 году ожидается экономический рост на 3,1 процента к предыдущему году, в 2015 году - на 4,0 процента, в 2016 году - на 4,0 процента. В целом за прогнозный период экономический рост составит 111,5 процента.
Динамика изменения ВРП в Костромской области будет обусловлена увеличением добавленной стоимости в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи, торговле.
Определяющим фактором изменения структуры экономики в 2014-2016 годах будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос. Так, доля обрабатывающих производств в структуре ВРП к 2016 году возрастет до 26,0 процентов против 24,2 процента в 2011 году, при снижении доли производства и распределения электроэнергии, газа и воды с 10 процентов до 9 процентов. Доля строительства сохранится на уровне 4 процентов, сельского и лесного хозяйства - 11 процентов, оптовой и розничной торговли - 15 процентов.

Раздел 2. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

После исчерпания восстановительных факторов роста наблюдалось некоторое замедление темпов промышленного производства (103,9 процента в 2012 году против 107,9 процента в 2011 году).
В январе-августе текущего года промышленное производство превысило уровень соответствующего периода 2012 года на 7,9 процента. Тенденция роста промышленного производства сохранится, но темпы его замедлятся, и по итогам года составят 5,9 процента к предыдущему году, в том числе в обрабатывающих производствах - 8,4 процента, добыче полезных ископаемых - 11,2 процента. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды производство снизится на 1,9 процента в связи с сокращением выработки тепловой энергии за счет более теплых погодных условий.
Динамика промышленного производства в 2013 году оценивается на 0,8 процентных пункта выше показателя прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а, за счет уточнения базы 2012 года и изменений в структуре производств.
Рост промышленного производства в 2013 году к уровню 2012 года обеспечат:
текстильное и швейное производство в 3,5 раза;
добыча полезных ископаемых на 11,2 процента;
производство резиновых и пластмассовых изделий на 10 процентов;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования на 9,8 процента;
производство транспортных средств и оборудования на 8 процентов.
Тенденция роста промышленного производства сохранится в прогнозном периоде и составит в 2014 году 3,3 процента к предыдущему году, в 2015 году - 5,3 процента, в 2016 году - 6,0 процентов.
Динамика промышленного производства в 2014 году понижена на 1,9 процентных пункта относительно показателя прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а, в 2015 году - на 2,1 процентных пункта преимущественно за счет корректировки темпов роста обрабатывающих производств.
В целом за период 2013-2016 годов объем промышленного производства увеличится на 22,1 процента к уровню 2012 года преимущественно за счет обрабатывающих производств:
металлургического производства и производства готовых металлических изделий - рост в 1,8 раза в результате строительства второй очереди завода по производству труб среднего диаметра ОАО "Газпромтрубинвест" (запуск производства в 2015 году, выход на проектную мощность в начале 2016 года);
производства машин и оборудования - рост в 1,5 раза за счет строительства завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования ООО "НОВ Кострома" (запуск производства в конце 2014 года);
производства транспортных средств и оборудования - рост на 26 процентов за счет серийного производства новых моделей гидравлических кранов ОАО "Галичский автокрановый завод" в результате модернизации производства (серийный выпуск автокранов новой модификации с 2013 года), модернизации производственного комплекса по выпуску изделий цилиндро-поршневой группы ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" (выход на проектную мощность в конце 2013 года-начале 2014 года).
К окончанию прогнозного периода - в 2016 году возрастет к уровню 2012 года выпуск:
стальных труб - в 2,3 раза;
пеллет (топливных гранул) - в 2,5 раза;
кирпичей и блоков стеновых - в 1,4 раза;
пиломатериалов обработанных - в 1,3 раза;
кранов на автомобильном ходу - на 22 процента;
трикотажных изделий - на 15,2 процента;
фанеры - на 6,3 процента;
ДВП - на 5,5 процента;
всех важнейших видов продовольственной продукции.
Прогнозируется дальнейшая диверсификация структуры промышленного производства. Доля отраслей инвестиционного спроса (производство стройматериалов, машиностроение) в совокупном выпуске промышленности возрастет с 15 процентов в 2012 году до 16 процентов в 2016 году, отраслей промежуточного спроса - с 28 процентов до 29 процентов соответственно. Доля отраслей топливно-энергетического комплекса будет сохранена на уровне 24 процентов. Доля отраслей потребительского комплекса сократится.
Доля обрабатывающих производств в 2016 году сохранится на уровне 76 процентов в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Промышленные предприятия области обеспечат рост производства за счет технического перевооружения производства, организации новых производств, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, проведения реформирования и реорганизации предприятий, загрузки производственных мощностей, использования сырьевых ресурсов области, реализации инвестиционных проектов и других факторов.

Раздел 3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Динамика сельскохозяйственного производства в 2012 году составила 100,3 процента к уровню 2011 года в сопоставимых ценах.
В текущем году производство сельскохозяйственной продукции всеми категориями хозяйств ожидается практически на уровне 2012 года (100,4 процента).
По сравнению с показателем прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а, оценка 2013 года снижена на 5,4 процентного пункта. Корректировка произведена исходя из фактической динамики сельхозпроизводства за январь-август текущего года, которая составила 98,3 процента к уровню соответствующего периода прошлого года. Снижение связано с сокращением производства в животноводстве (на 3,3 процента к уровню 2012 года).
В 2014-2015 годах предусматривается увеличивать сельскохозяйственное производство на 4,5 процента ежегодно, в 2016 году - на 5,8 процента.
В целях развития сельского хозяйства региона разработан комплекс мер государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса в рамках реализации мероприятий Государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29 ноября 2012 года № 508-а "Об утверждении Государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы".
Опережающее развитие в планируемом периоде получит отрасль растениеводства (123 процента в 2016 году к уровню 2013 года), занимающая в структуре сельскохозяйственного производства более 40 процентов. В растениеводстве осуществляется переход на интенсивную систему земледелия: увеличение валового производства продукции за счет использования высококачественного семенного материала при сокращении площадей. В 2016 году валовой сбор зерна увеличится на 13 процентов к уровню 2013 года, картофеля - на 18 процентов, овощей - на 20 процентов. Валовой сбор льноволокна с учетом увеличения посевных площадей увеличится в 1,5 раза.
Производство скота и птицы на убой в 2016 году увеличится на 9 процентов по сравнению с 2013 годом, молока - на 8,2 процента, яиц - на 15,1 процента. Это связано с продолжением работы, направленной на увеличение продуктивности скота, как за счет селекции местного поголовья, так и за счет привлечения пород импортной селекции.
По категориям хозяйств в 2016 году рост к уровню 2013 года составит: в сельскохозяйственных организациях - 121,8 процента, крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей - 111,8 процента, хозяйствах населения - 110,6 процента.

Раздел 4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

В текущем году наблюдается умеренный потребительский рост, связанный со стагнацией в сфере малого и среднего бизнеса, занятого в сфере торговли и услуг. В связи с этим скорректирован на 5,9 процентных пункта индекс физического объема оборота розничной торговли на 2013 год по сравнению с показателем прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а. За 2013 год оборот розничной торговли оценивается в объеме 70 259,7 млн. рублей с ростом на 4,1 процента к уровню 2012 года в сопоставимых ценах.
В 2014 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на 4,6 процента к предыдущему году, в 2015 году - на 5,1 процента, в 2016 году - на 5,7 процента. В целом за прогнозный период (2014-2016 годов) прирост составит 16,2 процента к уровню 2013 года.
Оборот общественного питания в 2013 году превысит на 6,3 процента уровень 2012 года и составит 3,2 млрд. рублей. В 2014 году прирост оборота общественного питания прогнозируется на 6,6 процента к предыдущему году, в 2015 году - на 6,9 процента, в 2016 году - на 7,1 процента. В целом за прогнозный период (2014-2016 годов) прирост составит 22,0 процента к уровню 2013 года.
В прогнозируемом периоде стабилизацию и рост оборота розничной торговли и общественного питания планируется обеспечить, в основном, за счет стабилизации экономики области, развития сети розничной торговли, совершенствования технологий продаж, предоставления дополнительных сервисных услуг населению, открытия новых торговых центров, за счет совершенствования кредитной политики.
В 2013 году объем платных услуг населению оценивается в сумме 20 515,0 млн. рублей с ростом на 2,5 процента к уровню 2012 года в сопоставимых ценах. За прогнозный период ожидается рост объема платных услуг в Костромской области на 14,9 процента к уровню 2013 года.
Значительных изменений в структуре платных услуг не произойдет - будут преобладать виды услуг, носящие обязательный характер: жилищно-коммунальные, транспортные и связи.
В прогнозном периоде рост объема бытовых услуг планируется обеспечить за счет совершенствования форм бытового обслуживания населения и расширения перечня платных услуг, оказываемых населению.
Фактором роста объема услуг связи будет планомерное развитие информационных коммуникаций в области.
Уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением с 2010 года составляет 100 процентов с учетом предоставления населению мер социальной поддержки в виде частичной оплаты стоимости коммунальных услуг за счет средств местных бюджетов. Прогноз жилищно-коммунальных услуг на 2014-2016 годы рассчитан исходя из индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2014-2016 годы по муниципальным образованиям Костромской области.
Индекс потребительских цен в декабре 2012 года составил 107,5 процента к декабрю 2011 года. В 2013-2016 годах прогнозируется тенденция умеренного замедления инфляции: до 6,8 процента - в 2013 году, 6,0 процентов - в 2014 году, 5,0 процентов - в 2015 году, 4,8 процента - в 2016 году.

Раздел 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 2013 году внешнеторговый оборот Костромской области вырастет на 5,1 процента к уровню 2012 года и составит 388,9 млн. долларов США.
Экспортные поставки в 2013 году увеличатся на 8,7 процента и составят 208,4 млн. долларов США, импорт - на 1,3 процента и составит 180,5 млн. долларов США соответственно.
В текущем году продолжается начавшееся в 2012 году снижение экспортных цен на фанеру и лесоматериалы необработанные.
Нестабильность внешнего спроса будет серьезно сдерживать в прогнозный период реализацию экспортного потенциала региона. Объем экспорта области в 2016 году увеличится на 2,1 процента к уровню 2013 года и составит 212,7 млн. долларов США. Поставки в страны дальнего зарубежья будут доминировать (72 процента в объеме экспорта региона). Основа экспорта по-прежнему будет формироваться продукцией предприятий лесопромышленного комплекса (80 процентов), а также продукцией машиностроения (8 процентов) и металлообработки (8 процентов).
Операции по импортным поставкам в 2016 году достигнут 188,4 млн. долларов США и превысят уровень 2013 года на 4,4 процента. Основу импорта по-прежнему будет составлять продукция машиностроения (около 50 процентов).
Внешнеторговый оборот Костромской области к 2016 году достигнет 401,1 млн. долларов США при сохранении положительного торгового сальдо в размере 24,3 млн. долларов США.
Стратегической целью развития международных и внешнеэкономических связей Костромской области является повышение вовлеченности Костромской области в процесс международной интеграции, создание условий для повышения позиций с точки зрения социально-экономического развития, инновационного обновления, повышения конкурентоспособности региональной экономики и привлечения иностранных инвестиций в экономику Костромской области.

Раздел 6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Объем инвестиционных вложений в экономику региона в 2013 году оценивается в сумме 25 767,5 млн. рублей, индекс физического объема составит 115,1 процента. Объем инвестиций по сравнению с показателем прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а, увеличен на 1 567,5 млн. рублей.
За прогнозный период (2014-2016 годов) объем инвестиций в основной капитал увеличится на 38,3 процента в сопоставимых ценах.
Ускоренный рост инвестиций на 1 этапе реализации Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года ("Запуск механизмов для реализации стратегических приоритетов", 2013-2015 годы) позволит создать структурные, финансовые и институциональные предпосылки и запустить механизмы преодоления отставания в социально-экономическом развитии региона.
В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста в 2015 году планируется увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего регионального продукта, что позволит достичь целевой ориентир Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Дальнейший рост инвестиций будет связан с реализацией крупных инвестиционных проектов на территории региона:
ОАО "Газпромтрубинвест" по организации производства труб среднего диаметра;
компании с иностранным капиталом NationalOilwellVarco (NOV) по строительству на территории городского округа город Волгореченск завода по производству и обслуживанию буровых установок и другого нефтяного оборудования;
ОАО "Галичский автокрановый завод" по созданию и освоению серийного производства новых моделей гидравлических кранов;
ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" - по модернизации производственного комплекса по выпуску изделий цилиндро-поршневой группы;
ООО "РусГран-Кострома" - по созданию лесоперерабатывающего предприятия по производству экологически чистого топлива (пеллет) в Костромской области;
ОАО "Управляющая компания "Эко-Система" - по созданию в г. Костроме и Костромской области современной системы обращения с отходами;
ООО "Технологии Рециклинга" планирует начать в г. Костроме реализацию инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочного комплекса с элементами глубокой переработки общим объемом инвестиций 338,6 млн. рублей;
строительством металлургического комбината.
Одним из факторов, определяющих динамику инвестиций в основной капитал, является объем прибыли, полученной прибыльными организациями, поскольку более 50 процентов в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал занимают собственные средства предприятий.

Раздел 7. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Рост реальных денежных доходов населения будет поддерживать рост заработной платы работников организаций бюджетной сферы и частного сектора. Среднегодовые темпы роста реальных доходов населения в 2013-2016 годах составят 5,4 процента. В среднем на душу населения денежные доходы увеличатся по сравнению с 2012 годом в 1,6 раза и составят к концу прогнозируемого периода 25 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий - в 1,5 раза и 12,6 тыс. руб. соответственно.
Реализация мер по повышению доходов населения области (увеличение минимального размера оплаты труда с 1 января 2013 года, рост заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы, индексация пенсионного обеспечения), а также улучшение ситуации на рынке труда будут способствовать дальнейшему повышению уровня жизни населения и позволят несколько сократить численность бедного населения. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году составит 14,2 процента против 15,0 процентов в 2012 году.

Раздел 8. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

С марта текущего года наблюдается рост финансовых результатов деятельности предприятий, за январь-июль сальдированный финансовый результат по организациям с численностью работающих более 15 человек (кроме субъектов малого предпринимательства) в 1,3 раза превысил показатель соответствующего периода прошлого года. В наибольшей степени позитивные тенденции проявились в секторе производства, передачи и распределения электроэнергии, газа и воды, строительстве, связи.
Прибыль организаций для целей налогообложения в 2013 году оценивается в объеме 18,4 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 9,7 процента. С учетом текущей ситуации показатель прогноза, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 4 октября 2012 года № 398-а, увеличен на 1,7 процентного пункта, или на 3,2 млрд. рублей.
Прибыль организаций для целей налогообложения в 2014 году прогнозируется с ростом на 9,9 процента к предыдущему году и составит 20,2 млрд. рублей. При ежегодном увеличении в прогнозном периоде прибыль организаций для целей налогообложения в 2016 году составит 25,0 млрд. рублей.
Амортизация основных фондов для целей налогообложения в 2013 году составит 4,0 млрд. рублей с ростом на 2,1 процента к предыдущему году. В прогнозном периоде (2014-2016 годов) при ежегодном увеличении в среднем на 3,2 процента в 2016 году она составит 4,3 млрд. рублей.

Раздел 9. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Ситуация на рынке труда Костромской области стабильная, чему способствует реализация Программы содействия занятости населения.
В перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к уменьшению численности экономически активного населения. Основными источниками компенсации сокращения предложения труда будет выступать повышение уровня его производительности, содействие трудовой миграции граждан, рост численности работающих лиц старше пенсионного возраста.
Прогноз ситуации на рынке труда Костромской области предполагает, что в течение 2014-2016 годов будет наблюдаться постепенное снижение и дальнейшая стабилизация общей численности безработных и уровня безработицы.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2016 года не будет превышать 2,7 тыс. человек, уровень безработицы - 0,77 процента, в среднегодовом исчислении - 2,9 тыс. человек и 0,83 процента соответственно.
В прогнозном периоде в условиях дефицита трудовых ресурсов особое значение будет уделяться реализации программ занятости, включающих мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, а также мероприятий по привлечению в регион трудовых ресурсов, включая соотечественников, проживающих за рубежом.
Прогноз предусматривает снижение социальной напряженности на рынке труда и улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить действием реализуемых на территории региона программ занятости и общей стабилизацией экономики.
Риски роста безработицы могут возникнуть вследствие изменения экономической ситуации в регионе, что приведет к сокращению производства и высвобождению работников предприятий.
В сфере оплаты труда сохраняется тенденция роста номинальной заработной платы. В 2012 году среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 13,5 процента к предыдущему году и составила 16 895,5 рубля. В 2013 году ожидается рост заработной платы на уровне 12,0 процентов, ее размер составит 18 923 рубля.
В 2016 году заработная плата увеличится по сравнению с 2012 годом в 1,6 раза и достигнет 26 372,1 рубля. Фонд начисленной заработной платы к концу прогнозируемого периода составит 64,3 млрд. рублей, превысит уровень 2012 года в 1,5 раза.
В реальном секторе экономики рост заработной платы будет опережать темпы роста производительности труда в конкретных производствах. Несколько ускоренными темпами будет расти заработная плата работников бюджетной сферы. Прежде всего это связано с поэтапным повышением заработной платы работников данной категории в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и доведением ее до средней зарплаты в регионе.
По мере ослабления инфляции рост реальной заработной платы будет увеличиваться со 104,2 процента в 2013 году до 106,3 процента к 2016 году.

Раздел 10. ДЕМОГРАФИЯ

Демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая на сегодня определяет сокращение численности населения области. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения несколько замедлятся и к концу прогнозного периода составят 0,2 процента.
Способствовать замедлению темпов убыли населения будут принимаемые в области меры по стимулированию рождаемости, профилактике и лечению заболеваний, совершенствованию системы охраны здоровья, материнства и детства, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области.
В целях улучшения демографической ситуации на территории Костромской области принято постановление губернатора Костромской области от 29 июня 2012 года № 145 "О ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям в Костромской области".

Раздел 11. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

В регионе созданы условия для получения дошкольного, общего и профессионального образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, для всех граждан, независимо от их социального положения и места проживания.
Дошкольные образовательные учреждения остаются наиболее массовой и доступной формой подготовки детей к школе. По состоянию на 1 января 2013 года общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в 268 дошкольных образовательных учреждениях, 11 образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста и 138 дошкольных группах при общеобразовательных учреждениях Костромской области.
Распоряжением администрации Костромской области от 28 февраля 2013 года № 42-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" утверждены мероприятия по строительству и реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений. В рамках "дорожной карты" в 2013-2015 годах планируется создать 2 642 дополнительных места для детей дошкольного возраста, в том числе за счет строительства новых детских садов - 690 мест, реконструкции имеющихся зданий - 584 места, реконструкции и капитального ремонта - 269 мест, инвентаризации - 199 мест, открытия дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений - 60 мест, привлечения инвестиций бизнес-сообщества - 815 мест, увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания - 25 мест.
Предпринимаемые меры позволят повысить обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями с 693 мест на 1000 детей в 2013 году до 710 мест в 2016 году, обеспечить местами в дошкольных учреждениях в 2016 году всех детей в возрасте от двух лет.
В 2012/2013 учебном году контингент учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений увеличился по сравнению с предыдущим учебным годом на 1 115 человек, или рост на 1,8 процента, и составил 62 131 человека. К концу прогнозного периода численность учащихся увеличится до 64 598 человек, в том числе государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений - до 64 343 человек.
В области функционирует 335 дневных общеобразовательных учреждений, что на 8 единиц, или на 2 процента меньше, чем в 2011/2012 учебном году.
В условиях снижения количества выпускников общеобразовательных учреждений, вызванного сокращением численности обучающихся в предшествующие годы, в области предпринимаются меры по повышению наполняемости учреждений начального и среднего профессионального образования. В прогнозируемом периоде доля лиц из числа взрослого населения в общей структуре приема в учреждения начального и среднего профессионального образования будет увеличиваться и составит 23-24 процента.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" до 1 января 2016 года все учреждения начального и среднего профессионального образования приобретут статус профессиональной организации.
В 2014 и 2015 годах предполагается увеличение количества выпускников вузов в связи с одновременным выпуском студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в 2015 году, обусловленным переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
В 2012 году в лечебных учреждениях области всех форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающих медицинскую помощь населению, функционировало 6 480 коек круглосуточного стационара (в том числе: в медицинских учреждениях Минздравсоцразвития России - 6 020 коек, учреждениях прочих министерств и ведомств - 230 коек, учреждениях негосударственной формы собственности - 29 коек, в немедицинских учреждениях, имеющих медицинские подразделения, - 201 койка) и 1 343 койки дневного пребывания при стационаре (в том числе: в медицинских учреждениях Минздравсоцразвития России - 1284 койки, учреждениях прочих министерств и ведомств - 59 коек).
В настоящее время в области количество коек круглосуточного стационара приведено в соответствие с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2013 год.
В области оказывается круглосуточная стационарная помощь по 59 профилям, из них 24 - для оказания стационарной помощи детям.
В связи с развитием реабилитации, низкой плотностью населения и большими расстояниями между населенными пунктами принято решение не сокращать койки круглосуточного пребывания. К концу прогнозного периода в лечебных учреждениях области всех форм собственности и ведомственной принадлежности обеспеченность больничными койками круглосуточных стационаров составит 96,4 коек на 10 тыс. человек.
В 2012 году амбулаторно-поликлиническую помощь населению области оказывали 125 поликлинических учреждений, из которых: 95 - в медицинских учреждениях Минздравсоцразвития России, 3 - в учреждениях прочих министерств и ведомств, 15 - в учреждениях негосударственной формы собственности, 12 - в немедицинских учреждениях, имеющих медицинские подразделения.
Общая мощность поликлиник в 2012 году составила 16 828 посещений в смену, из нее в медицинских учреждениях Минздравсоцразвития России - 14 625. В 2016 году планируется ее увеличение до 19 790 посещений в смену, в том числе в медицинских учреждениях Минздравсоцразвития России - 17 590. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями всех форм собственности и ведомственной принадлежности увеличится с 255,4 посещений в смену на 10 тыс. населения в 2012 году до 303,4 посещений в 2016 году.
В регионе сохраняется дефицит мощности амбулаторно-поликлинической помощи.
В регионе на протяжении последних лет сохраняется потребность в участковых терапевтах, а также специалистах узких направлений: анестезиологах-реаниматологах, хирургах, психиатрах-наркологах, неврологах, неонатологах, большая потребность во врачах скорой медицинской помощи. По состоянию на 31 декабря 2012 года в медицинские учреждения требуется 512 врачей. Укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом учреждений здравоохранения области в 2012 году составила 88 процентов и 94 процента соответственно. При этом остается высоким коэффициент совместительства: 1,6 - у врачей, 1,2 - у среднего медицинского персонала.
Реализация мероприятий подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года" позволит увеличить обеспеченность лечебных учреждений области врачебными кадрами с 35,7 человек на 10 тыс. населения в 2012 году до 39,9 человек на 10 тыс. населения в 2016 году.
В целях оптимизации сети учреждений культуры, сокращения затрат на их содержание, а также исходя из демографической ситуации (сокращение численности населения) проводится реорганизация сети учреждений. В ходе реорганизации создаются новые укрупненные типы учреждений (клуб-библиотека) за счет сокращения сети библиотек. Обеспеченность общедоступными библиотеками в 2016 году составит 56,4 учреждения на 100 тыс. населения, учреждениями культурно-досугового типа - 59,2 учреждения.
Продолжение реализации на территории Костромской области ряда государственных программ по развитию жилищного строительства и оказанию финансовой поддержки в строительстве и приобретении жилья отдельным категориям граждан позволит увеличить общую площадь жилых помещений, приходящихся на 1 жителя, с 25,7 кв. м в 2012 году до 27,5 кв. м в 2016 году.

Раздел 12. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Воздействие предприятий экономики на окружающую среду в 2012 году по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения увеличилось на 3,8 процента по сравнению с предыдущим годом. В прогнозном периоде ожидается сохранение объема выбросов в атмосферу.
Объем водопотребления в 2012 году сохранен на уровне предыдущего года. Основным объектом использования воды является филиал "Костромская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация". В прогнозном периоде объем водопотребления прогнозируется с увеличением в среднем на 2,8 процента ежегодно.
В целях сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, принята областная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Костромской области в 2013-2020 годах" (постановление администрации Костромской области от 08.08.2012 № 322-а).
В прогнозном периоде бюджетные средства планируется направить на реконструкцию канализационного дюкера через реку Волгу, капитальный ремонт гидротехнических сооружений, а также на объекты областной целевой программы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 9 июня 2011 года № 225-а "Об утверждении областной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы".


-----------------------------------------------------------------------------